ЮрИнфоР >>> Институт актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ" >>> Конференции и круглые столы >>>

Совместно с кафедрой Криминалистики Юридического факультета
Московского Государственного Университета

Научно-практическая конференция

Криминалистические методы исследования доказательств в гражданском, арбитражном и административном процессе

18 - 19 февраля 1997 г.

Проблемы допустимости тактических приемов в ходе административного изъятия предметов и документов

В.Н. Григорьев

Изъятие предметов и документов является одним из приемов правоохранительной деятельности, суть которого состоит в переходе объекта из чьего-то владения (либо объекта, не имеющего конкретного владельца) к должностным лицам - субъектам административной деятельности. Этот прием создает фактические и правовые основания для возбуждения административного производства и привлечения виновных к ответственности, способствует установлению действительных обстоятельств содеянного, позволяет правильно разрешать дела об административных правонарушениях.

Наиболее часто в административной практике данный прием приходится применять милиции, действующей на основании Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции" [1], федеральных органов налоговой полиции, действующих на основании Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" [2], таможенных органов Российской Федерации, действующих на основании Таможенного кодекса Российской Федерации.

Обобщение административной практики свидетельствует о повторяемости отдельных элементов деятельности в различных случаях изъятия предметов и документов. Это дает основания для того, чтобы выстроить обобщенную модель содержания деятельности правоохранительных органов. Результаты подобных попыток дают такую систему деятельности правоохранительных органов, в которой находится место и для тактических приемов. В частности, речь идет о следующих элементах деятельности по изъятию предметов и документов:

  • планирование, организация и подготовка к изъятию предметов и документов;
  • блокирование объекта, где по предположению находятся подлежащие изъятию предметы и документы;
  • фиксация хода и результатов изъятия с помощью аудио- видеотехники;
  • официальное проявление инициативы в намерении предпринять изъятие предметов и документов, объявление о намерении произвести изъятие предметов или документов и предъявление соответствующих документов в обоснование своих действий;
  • поисковые действия;
  • фиксация места обнаружения и состояния искомых объектов;
  • извлечение обнаруженных объектов, их предварительный осмотр, фиксация индивидуализирующих признаков и характерных особенностей;
  • выезд с места изъятия, снятие его блокады.

Указанные элементы деятельности вычленены из общей системы по признаку наличия в них «тактического свойства».

В частности, любой случай изъятия, даже самого элементарного, протекающего в бесконфликтной ситуации, требует от исполнителя планирования действий, их организации и соответствующей подготовки. В зависимости от сложности и масштабности проводимого мероприятия указанные действия могут оформляться отдельным решением с вариантами графического и схематического исполнения. Особенно это характерно для тех случаев, когда изъятие объектов проводится в форме специальной операции с привлечением войсковых подразделений. Достаточное число подобных примеров наблюдается в Северной Осетии и Ингушетии, Чеченской Республике и в других регионах со сложной криминальной ситуацией.

В конфликтной ситуации, в ситуациях, когда есть основания ожидать активного сопротивления, для выполнения поставленных задач и обеспечения безопасности участников рекомендуется производить блокирование объекта (дома, квартиры, дачи), где по предположению находятся подлежащие изъятию вещи и документы. Блокирование осуществляется в зависимости от реальности угрозы и имеющихся сил путем выставления наблюдателей, оцепления, создания блокпостов и т.п.

Необходимость применения тактических приемов при изъятии предметов и документов в подобных ситуациях не вызывает сомнения. Многие, разработанные криминалистикой применительно к производству по уголовным делам, фактически уже находят применение в административной практике правоохранительных органов.

Вместе с тем заметим, что это заимствование идет несколько однобоко. Сами приемы как образ рациональной деятельности, позволяющий получить определенные результаты, довольно быстро были взяты на вооружение. Однако криминалистические приемы в их классическом варианте обременены рядом дополнительных условий их применения, гарантиями прав граждан и т.д. Вряд ли кто возразит против тезиса о том, что в административную практику криминалистические приемы изъятия заимствуются преимущественно без подобных элементов. Взять для примера хотя бы пресловутые специальные операции, проводимые подразделениями БЭП и налоговой полиции с целью обнаружения в офисах коммерческих структур компрометирующих документов.

В связи со сказанным следует подчеркнуть, что вопрос о допустимости тактических приемов в ходе административного изъятия предметов и документов становится актуальным для науки криминалистики. Здесь могут быть выделены следующие направления научных поисков:

1) исследование возможности и условий применения традиционных криминалистических приемов при изъятии предметов и документов в ходе административной деятельности;

2) исследование и оценка собственных тактических приемов, складывающихся в ходе административной деятельности правоохранительных органов;

3) выработка на основе научных исследований и имеющегося в криминалистике опыта новых тактических приемов изъятия предметов и документов в административной деятельности.

Одним из важных вопросов в каждом из этих направлений деятельности является исследование допустимости тех или иных тактических приемов в административной деятельности, сопряженное с анализом как общих условий допустимости, так и анализ этого свойства применительно к конкретным приемам.


[1] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

[2] В редакции Федерального закона от 17 декабря 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 51. Ст. 4973.

Copyright (c) 1996-2001 Институт актуального образования ЮрИнфоР-МГУ
Замечания и предложения просьба присылать группе разработки Института "ЮрИнфоР-МГУ"