ЮрИнфоР >>> Институт актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ" >>> Конференции и круглые столы >>>
Совместно с кафедрой Криминалистики Юридического факультета
Московского Государственного Университета
Научно-практическая конференция
Криминалистические методы исследования доказательств в гражданском, арбитражном и административном процессе
18 - 19 февраля 1997 г.
Правовые и криминалистические вопросы, возникающие в связи с куплей-продажей автотранспортных средств и защита прав покупателя
В числе задач, стоящих перед государственными органами, важнейшее место занимает повышение эффективности борьбы с преступными посягательствами на транспортные средства. Кражи угоны с последующей их перепродажей приняли угрожающий характер в стране. Только в Москве за истекший год было совершено свыше 20 тыс. угонов автомобилей.
Преступники изменяют внешний и внутренний вид угнанных автомашин, перекрашивают, заменяют отдельные части, изменяют номерные обозначения кузова, шасси и двигателя. Подготавливаются соответствующие транспортные документы, после чего продаются как через комиссионные магазины, так и через авторынки с последующим оформлением в магазинах. Практике известны случаи, когда сначала подготавливают документы, регистрируют их, а затем под заказ угоняют автомобиль.
Технология замены деталей и изменения маркировочных обозначений настолько совершенна, что практически не отличается от заводской, наоборот, нередко превосходит ее.
Второе направление деятельности автомобильных маклеров — незаконный ввоз иностранных автомобилей, перебивка идентификационных номерных обозначений, «растаможка» и продажа аналогичным образом.
В этом случае автомашину ввозят, подготовив одни документы, затем, после изменения ее маркировочных данных, оформляют другие документы, ставят на учет и перепродают. Из технического паспорта автомобиля видно, что за один год у данной машины было пять-шесть владельцев. После их проверки выясняется, что автомашину государственные органы ставили на учет от имени умерших лиц.
Система подготовки к продаже краденного или незаконно ввезенного автомобиля хорошо налажена, что требует от правоохранительных служб не только достаточной технической оснащенности, но и соответствующих знаний.
Низкая организационная работа по выявлению краденых автомобилей обусловливает рост числа лиц, обманутых в результате купли и продажи автомобиля.
Предпринимаемые ведомственные меры, типа мероприятий, проводимых в рамках «антиугонной борьбы», пока положительных результатов не дают.
Причины здесь разные.
Так, ТОО «Предприятие Волгоград АТЭКС» и ГАИ УВД Волгоградской области приняли решение о противоугонной маркировке автомобилей, когда на все стекла, рефлекторы, указатели поворота, габаритные огни и зеркала заднего вида наносится идентификационный номер-код, создается банк данных. Это решение стало обязательным для исполнения владельцами транспортных средств, причем за их счет. Однако, антимонопольный комитет усмотрел в этом цель обогащения. Подобные мероприятия в настоящее время преподносятся как новшество, на самом деле такие вопросы возникли еще в 1981 году. С 1981 года практические органы обращались в различные организации с просьбой о введении ответственности за подделку номерных агрегатов, но результата до последнего времени не было. Лишь в этом году в новом Уголовном кодексе появилась ст. 326. Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства. В ней предусматривается ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера кузова, шасси, двигателя, а также подделку государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыта транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком.
Введение данной статьи в УК без всякого сомнения окажет правоохранительным органам помощь по выявлению подпольных цехов и лиц, занимающихся этим видом преступной деятельности, но вряд ли снимет все накопившиеся за десятилетия проблемы.
Думается, необходимо было в диспозиции данной статьи предусмотреть вопросы организации мастерских, специально оборудованных помещений, а также сбыт приспособлений для уничтожения и набивки номерных знаков (паунсонов, матриц, сводных таблиц), их следует рассматривать наравне с поддельными незаполненными бланками документов, удостоверяющих личность, предназначенных для сбыта.
Только по Волгоградской области более чем сто пострадавших обратились в различные инстанции с иском о возмещении морального и материального ущерба, полученного ими в результате купли автотранспорта.
Основная масса заявлений приходилась на долю работников ГАИ. Нередко через два-три месяца после регистрации факта угона автомобиля его находили, выявив факт подделки идентификационных номерных агрегатов.
При обращении в правоохранительные структуры граждане справедливо считают, что государственные органы должны защищать их собственность от преступных посягательств. По причине брака в работе органов внутренних дел, таможенного комитета, властных структур, торговых организаций, и возникают ситуации, в которых покупатели автотранспортных средств оказывается обманутыми.
В заключение сделаем некоторые выводы.
- 1) Настало время изменения существующей системы купли и продажи транспортных средств. Это касается и органов ГАИ, и таможенной службы, и торгующих организаций.
- — создание единого регистрационного центра и банка данных;
- — создание новых сопроводительных транспортных документов (технического паспорта, счета-справки), замена старого требования ОСТа № 62 от 16 декабря 1985 г. (ГОСТ 254-78);
- — изменение места нанесения номерных обозначений, марки шрифтов и технологии нанесения идентификационных номеров, замена сводной таблички на новую;
- — создание материально-технической базы для осмотра транспортных средств, подготовка специалистов соответствующего профиля;
- — введение спецкурса по криминалистике в учебных заведениях для работников ГАИ и таможенных служб с целью получения ими познаний в этой области.
- 2) Представляется целесообразным создание альтернативных негосударственных организаций, сотрудники которых занимались бы регистрацией транспортных средств, оформлением соответствующих документов, проверкой автотранспорта. Эти организации и будут нести ответственность за все последствия. Весь процесс должен быть оформлен договором с вытекающими последствиями.
- 3) Думается, пора прекратить регистрацию и оформление транспортных средств из так называемых непризнанных республик, когда, например, автомашину стоимостью 100 тысяч долларов можно растаможить за 3—4 тысячи долларов с последующей переправкой в соседний регион.
В указанных целях необходимо:
Странам СНГ следует предусмотреть единую систему регистрации транспорта, приблизив ее к мировой, с учетом специфики страны, с созданием единого информационного банка данных.
- 1. Симаков В. П., Гаглошвили А. У. К вопросу о восстановлении и фиксации уничтоженных рельефных изображений на изделиях из металла. — Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987.
- 2. Анчабадзе Н. А. Организация и введение картотеки поддельных номерных обозначений на агрегатах автомобилей // Экспертная практика. — № 23. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1985.
- 3. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., Диалог. 1996.
- 4. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. — М., Проспект. 1996.
- 5. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 1996.
Copyright (c) 1996-2001 Институт актуального образования ЮрИнфоР-МГУ
Замечания и предложения просьба присылать группе разработки Института "ЮрИнфоР-МГУ"