ЮрИнфоР >>> Институт актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ" >>> Конференции и круглые столы >>>
Институтом актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ", Центром "ЮрИнфоР", Союзом криминалистов и криминологов России совместно с Департаментом юстиции США 20 - 21 мая 1997 г. проведена международная конференция
Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США
Обзор законов США по интеллектуальной собственности
Данный обзор включает пять вопросов: 1). Функции Американского закона по интеллектуальной собственности; (2). Американский подход к защите авторского права; 3). Американский подход к патентам; 4). Американский подход к торговым маркам; и 5). Международные Соглашения по этим вопросам.
Основные определения:
Закон по авторскому праву защищает литературные, художественные, музыкальные и другие творческие произведения, имеющие авторство.
Закон по патентам защищает новые и инновационные продукты и процессы.
Закон по торговым маркам запрещает имитаторам выдавать свои товары за товары другого лица.
1. ФУНКЦИИ АМЕРИКАНСКОГО ЗАКОНА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Американский закон в целом благоприятствует созданию рынков, способствующих эффективному распределению ресурсов и частному капиталовложению.
Американский закон по интеллектуальной собственности следует этому общему подходу, учреждая права на собственность в различных формах нематериальной информации.
Право на нематериальную собственность позволяет производителю ценной информации обладать по крайней мере частью стоимости этой информации, тем самым стимулируя капиталовложения в сферы, представляющие социальный интерес.
Поскольку Американский подход основывается на утилитарной калькуляции, защита прав на интеллектуальную собственность не является абсолютной и может допускать соображения конкуренции.
II. АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОД К ЗАЩИТЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
А. Обзор Защиты Авторского Права в США.
Защита авторского права имеет своей целью защитить художественные, литературные и музыкальные произведения, имеющие авторство.
Федеральному правительству (а именно, Конгрессу) даны полномочия “способствовать прогрессу науки и полезных искусств, предоставляя на ограниченные периоды времени авторам и изобретателям эксклюзивное право на их произведения и изобретения.” Конст. США, статья I, раздел 8, пункт 8.
Конгресс принимал несколько законодательных актов по авторскому праву - в 1790, 1831, 1870, 1909 и 1976 годах.
Закон 1976 года создал единую, унифицированную систему защиты для любого произведения в какой-либо конкретной форме.
Федеральный закон имеет преимущественное право по отношению к закону штатов, который пытается предоставить новые права по авторскому праву. - 17, Свод Законов США, разд. 301. (далее - СЗ США)*
Б. Защита Авторского Права по Законодательному Акту 1976 г.
Данный Законодательный Акт расширяет защиту авторского права, включив “истинные произведения авторов, выраженные в любой материальной форме выражения...,в которой их можно воспринять, репродуцировать или другим каким-либо способом передать.” 17 СЗ США Р.102(а).
Примеры произведений, подлежащих защите авторского права, включают литературные, музыкальныее, драматические, хореографические, графические, аудиовизуальные, звуковые, и архитектурные произведения. 17 СЗ США Р.102(а).
Компьютерные программы также подлежат защите авторского права. 17 СЗ США Р.117.
Данный Законодательный Акт предоставляет защиту с момента создания произведения на период до 50 лет после смерти его автора. 17 СЗ США Р. 302(а).
Автор или держатель авторского права имеет эксклюзивное право копировать или выставлять данное произведение. 17 СЗ США Р. 106.
Ключевые понятия, на которых основано авторское право, включают: (1) выражение и (2) оригинальность.
Защита авторского права распространяется на ВЫРАЖЕНИЕ идеи, но не на саму идею.
Защита авторского права распространяется на ОРИГИНАЛЬНЫЕ выражения, но не на выражения, скопированные у других.
Американские суды признали, что произведение подлежит защите авторского права, если его автор вложил в него свой “пот” или истинный труд.
В результате подписания Соединенными Штатами Бернской Конвенции, для защиты авторского права более не требуется уведомление об авторском праве.
В. Нарушение Авторского Права.
Любой, кто нарушает эксклюзивное право владельца авторского права, является нарушителем авторского права и подлежит судебному преследованию за нарушение авторского права. 17 СЗ США Р. 501.
В целях гражданской ответственности, нарушение не обязательно должно быть преднамеренным.
Для констатации нарушения, владелец авторского права должен доказать (1) принадлежность ему авторского права и (2) недозволенное копирование.
Г. Гражданские Средства Судебной Защиты.
Любой суд вправе наложить судебный запрет, на тех условиях, которые посчитает разумными, с целью предотвратить или сдержать нарушение авторского права. 17 СЗ США Р. 502.
Суд может также изъять, на тех условиях, которые посчитает разумными, все копии, которые по утверждению владельца авторского права, были сделаны в нарушение его прав. 17 СЗ США Р. 503.
Нарушитель авторского права несет судебную ответственность и с него могут взыскать либо (1) фактический ущерб, нанесенный владельцу авторского права, и любые дополнительные прибыли нарушителя, либо (2) сумму от $500 до $20,000, либо сумму до $100,000 в случае, если нарушение было намеренным. 17 СЗ США Р.504.
Суд также может по своему усмотрению присуждать выплату гонораров и судебных издержек стороне, выигравшей дело (за исключением правительства). 17 СЗ США Р. 505.
Д. Уголовные Виды Наказания.
Нарушение авторского права является уголовным преступлением федерального уровня, если оно совершено “намеренно” и “с целью коммерческой выгоды или личного финансового обогащения.” 17 СЗ США Р.506(а).
“Намеренным” нарушением считается такое, которое совершается добровольно с намерением нарушения определенного закона.
Уголовные виды наказания за нарушение авторских прав обычно относятся к уровню мисдиминора (не более одного года тюремного заключения), хотя за пиратство с записями на пластинках и пленках предусматриваются более строгие наказания. 18 СЗ США Р. 2319.
По вынесении приговора за уголовное нарушение, суд должен издать указ, в дополнение к другим видам наказаний, о конфискации и уничтожении всех нелегальных копий и всего оборудования, которое использовалось при изготовлении этих нарушающих право копий. 17 СЗ США Р. 506 (б).
III. АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОД К ПАТЕНТНОЙ ЗАЩИТЕ.
А. Обзор Законов США по Патентной Защите.
Патентное право в целом направлено на стимулирование изобретательства с помощью предоставления изобретателю монопольного права на использование его изобретения на оговоренный период времени.
Конгрессу предоставлены широкие полномочия в области патентного права. Конст. США, Ст. I, Разд.8, пункт 8.
Конгресс принимал Законодательные Акты по Патентным Правам в 1790, 1793, 1836 и 1952 годах.
Любое изменение Патентного Закона рассматривается Конгрессом.
Б. Патентная Защита по Патентному Законодательному Акту.
Патентная защита предоставляется “любому, кто изобрел или открыл любой новый и полезный процесс, механизм, способ производства, или состав вещества, либо любой новый и полезный способ их усовершенствования...” 35 СЗ США Р. 101.
Обычно патентная защита предоставляется новым продуктам и процессам, но не идеям.
Для получения патентной защиты необходимо подать заявку на патент в Патентное Бюро в Вашингтоне, Округ Колумбия. 35 СЗ США Р. 111.
Заявка содержит спецификацию с описанием того, как работает данное изобретение и в чем его новизна и полезность.
Если при подаче заявки возникает конкуренция между двумя изобретателями, то приоритет отдается, как правило, тому, кто первый придумал идею своего изобретения - при условии, что он проявил должную аккуратность при подаче заявки.
Изобретатель может получить преимущество более ранней подачи заявки на патент в другой стране, если эта страна предоставляет подобные привилегии заявкам от граждан Соединенных Штатов. 35 СЗ США Р. 119.
Если заявка на патент удовлетворяется, то владелец патента имеет эксклюзивное право изготавливать, использовать или продавать данное изобретение в течение 17 лет. 35 СЗ США Р. 154.
В. Нарушение Патентного Права.
Любой человек, который, без разрешения, изготавливает, использует или продает патентованное изобретение, является прямым нарушителем права, предоставляемого патентом. 35 СЗ США Р. 271.
Любой, кто побуждает другого человека использовать подобный продукт, несет судебную ответственность как косвенный нарушитель; любой, кто поставляет материальную часть изобретения, зная, что она специально адаптируется в процессе нарушения патентного права, несет судебную ответственность как пособник нарушения.
Прямое нарушение может быть совершено без знания о патенте.
Любой, кто вывозит из Соединенных Штатов значительную часть компонентов какого-либо изобретения, которые затем собираются за пределами Соединенных Штатов, несет судебную ответственность как нарушитель. 35 СЗ США Р. 271(е).
Признается защитой от нарушения, если владелец патента совершил неверное использование патента, пытаясь его расширить и монополизировать рынок на незапатентованный компонент.
Г. Судебные Средства Защиты.
Обладатель патента может получить компенсацию по распоряжению суда за нарушение патента, хотя суды неохотно дают такие распоряжения, если нарушение не было явно установлено.
Обладатель патента может получить возмещение ущерба за нарушение в сумме не менее разумного вознаграждения за изобретение.
Выплата гонораров юристам может быть присуждена в исключительных случаях.
Не существует уголовных форм наказания за нарушение патентных прав, хотя 18 СЗ США Р. 497 запрещает подделку патентов.
IY. АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОД К ЗАЩИТЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ.
А. Обзор вопросов защиты Торговой Марки в США.
Закон США по Торговой Марке направлен на предотвращение “сбыта” товаров другого производителя как своих.
Конгресс принимал государственные законы по торговой марке в 1870 и 1876 годах; эти законы были объявлены Верховным Судом неконституционными на основании того, что у Конгресса не было полномочий регулировать вопросы, находящиеся в компетенции штатов.
Конгресс принял законы по торговой марке в 1881 и 1905 годах, где рассматривалось междуштатное использование торговых марок; Конгресс принял существенно пересмотренный закон по торговой марке в 1946 году в рамках Законодательного Акта Лэнхэма.
Федеральное правительство осуществляет регистрацию торговых марок.
Б. Требования для Получения Защиты Торговой Марки.
Для регистрации торговых марок Законодательный Акт Лэнхэма учреждает требование “отличительности”, имеющей два основных компонента: (1) марка не должна быть похожа на другую ранее использовавшуюся марку и (2) марка не должна быть простым описанием товаров и услуг.
(1) Предыдущее использование.
Бюро по Патентам и Торговым Маркам не зарегистрирует марку, “которая настолько похожа на марку, (ранее) зарегистрированную или марку ... ранее использовавшуюся в Соединенных Штатах другим лицом и которая по-прежнему существует, что может возникнуть вероятность того, что при ее использовании в связи или на товарах заявителя, может создаться путаница, либо появиться ошибка, либо обман.” 15 СЗ США Р. 1052.
При определении опасности путаницы суды рассматривают как похожесть продукции, так и похожесть марок, а также искушенность рынка.
(2) Общие описательные термины.
Бюро по Патентам и Торговым Маркам не примет на регистрацию марку, которая является простым описанием товаров. 15 СЗ США Р. 1052.
Однако описательный термин может получить защиту как торговая марка, если он приобретает “производное” значение.
При установлении факта приобретения термином производного значения суды рассматривают, появилась ли ассоциация между данной маркой и единственным производителем товаров для значительной части рынка.
В. Нарушение Торговой Марки.
Нарушение торговой марки имеет место, когда какое-то лицо, без согласия владельца марки, использует в коммерции любое воспроизведение, подделку или копию зарегистрированной марки в связи с продажей товаров, когда подобное использование может привести к путанице, ошибке или обману. 15 СЗ США Р. 1114.
При установлении вероятности возникновения путаницы, суды рассматривают различные факторы, включая похожесть марок, о которых идет речь, похожесть товаров и услуг, и торговые каналы, по которым они поставляются, "случайные" и обдуманные покупки; и любую имевшую место путаницу.
Торговая марка будет проанализирована в целом для определения риска путаницы.
Г. Гражданские Средства Судебной Защиты за Нарушения.
Владелец торговой марки может получить запретительное решение суда против дальнейших нарушений. 15 СЗ США Р. 1116, 1114.
Владелец торговой марки может также взыскать прибыль, полученную нарушителем. 15 СЗ СШЩА Р. 1117.
Владелец торговой марки может также получить возмещение ущерба в результате нарушения, сумму которого суд вправе утроить. 15 СЗ США Р. 1117.
В “исключительных случаях” суд может присудить гонорары юристам выигравшей стороне. 15 СЗ США Р. 1117.
Суд может также приказать уничтожить нарушающие торговую марку товары. 15 СЗ США Р. 1118.
Д. Уголовные Средства Судебной Защиты.
Уголовные формы наказания за нарушение торговой марки применяются только к тем лицам, которые “преднамеренно торгуют” товарами и услугами, используя подделанную марку. 18 СЗ США Р. 2320.
“Подделанная” марка определяется как подложная марка, которая идентична или в значительной степени неотличима от марки, зарегистрированной в Бюро Патентов и Торговых Марок, и применение которой может вызвать путаницу, ошибку или обман. 18 СЗ США Р. 2320(г).
Виды наказания могут доходить до 10 лет тюремного заключения и штрафа в $ 2,000,000, хотя ожидаемые наказания - значительно меньше этого.
V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗАКОНЫ И СОГЛАШЕНИЯ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Основные формы защиты авторского права содержатся в Бернской Конвенции по Защите Литературных и Художественных Произведений и во Всеобщей Конвенции по Авторскому Праву.
В Декабре, два новых соглашения, дополняющих Бернскую Конвенцию, были приняты дипломатической конференцией.
Основные формы защиты патентов и торговых марок содержатся в Парижской Конвенции по Защите Интеллектуальной Собственности.
Международная защита интеллектуальной собственности также предусматривается в различных двусторонних и многосторонних соглашениях.
Торговые инициативы Соединенных Штатов также рассматривают, обеспечивает ли торговый партнер защиту интеллектуальной собственности американским гражданам.
Copyright (c) 1996-2001 Институт актуального образования ЮрИнфоР-МГУ
Замечания и предложения просьба присылать группе разработки Института "ЮрИнфоР-МГУ"