ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Некоторые вопросы юридического образования и правовой науки

Автор: Колодкин Л.М. – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Prev Next


Как писал Николай Михайлович Коркунов: "Русскому юристу стыдно не знать своих предшественников. Много или мало они сделали, мы должны это знать".[1]

Гласность и плюрализм мнений наших дней позволяет говорить о правонарушении, о преступлении и наказании и их детерминантах национального и транснационального характера, о последствиях "кровавых рек" мировых войн и революций XX века, экономических кризисах и демографических взрывах, экологических катастрофах, "золотом миллиарде" и голоде других, панэпидемиях и расизме, фашизме и религиозном фундаментализме, не сводя всё к "наследию капитализма и наличию пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

Криминализацию общества и недостаточную эффективность противодействию этому сегодня можно толковать с позиций философской антропологии И. Канта, М. Шелера, М. Штирнера, М. Хайдеггера и других.

Сегодня не возбраняется, опасаясь обвинения в "социальном дарвинизме", цитировать Герберта Спенсера об обществе, в котором возникает "обширная, широко разветвленная и объединенная в одно целое корпорация лиц, руководящих деятельностью общества, которая получает возможность применять принуждение беспрепятственно, насколько это окажется нужным в интересах системы, то есть в сущности в их собственных интересах[2]

Сегодня практически нельзя раскрыть сущность режима законности, не упомянув учение Максимилиана Вебера о легитимности и легальности.

Невозможно объяснить явление "правового нигилизма", не обращаясь к взглядам А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, к воззрениям русских писателей И. С. Тургенева, Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, философов В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, И. А. Ильина. Сам термин нигилизм ввел в оборот И. С. Тургенев, как мировоззрение немногих людей, отрицавших всё, что основано на власти, традиции, авторитете норм. Хайдеггер М. в работе "Европейский нигилизм" уже писал о нигилизме в качестве "исторического движения, размахнувшегося далеко за пределы нашего времени и создающего многозначное историческое состояние эпохи". Современный нигилист — это не Базаров и Иван Карамазов, а человек, который не признает ничего вне себя и над собой.


[1]

Коркунов Н. М. История философии права.  — СПб, 1908. — C. 232.

[2]

Спенсер Г. История теоретической социологии. Т. 1. — М., 1995. — C. 289.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещена 22 декабря 2010 г.)