ЁЅ ёр»нфо–® >>>

ќружием слова. ќсуждение  атилины

Ћ. ћ.  олодкин, профессор, доктор юридических наук.

Next


ќраторское искусство философа и юриста, политика и мыслител€ древности ÷ицерона сохранило до наших дней пам€ть о судебных процессах и политических батали€х древнего –има времен кризиса республиканского стро€ (I век до н. э.). «а всю жизнь, он прожил почти 64 года, ÷ицерон произнес сто п€ть речей, из которых по сохранившимс€ текстам или фрагментам мы знаем о семидес€ти п€ти. —реди сохранившихс€ четыре " атилинарии" — речи против  атилины и четырнадцать "‘илиппик" — против јнтони€. »з них и специального исследовани€ историка I века до н. э. √а€ —аллюсти€  риспа "«аговор  атилины" знаем мы о борьбе за власть, триумфах ћарка “ули€ ÷ицерона (106–43 гг. до н. э.) и поражени€х Ћуци€ —ерги€  атилины (108–62 гг. до н. э.). ¬раги-соперники жили в интересном, бурном и суровом мире рабовладельческого –има.

¬ III — II веках до н. э. республиканский –им выходит на арену истории, силой оружи€ подчинив себе огромные территории и многие народы. ќб этом периоде писал древнеримский поэт  винт Ённий в своих "Ћетопис€х": "ƒревним укладом крепка и мужами республика римл€н".

ќдним из таких "мужей республики" был ÷ицерон. ѕо словам ѕлутарха, он родилс€ легко и безболезненно в "третий день новых календ". — 3 €нвар€ 106 года до н. э. (в 648 году от основани€ –има) в Ћациуме недалеко от –има. ≈го мать √ельви€ происходила из "знатного рода,и добродетельной жизни", относительно отца нельз€ было узнать ничего достоверного, кроме того, что он был хилый, болезненный человек, не мог вести хоз€йство и "чуть ли не всю жизнь провел в литературных зан€ти€х".  ормилице новорожденного, по ее рассказам, €вилс€ призрак и сказал, что она вскормит того, кто принесет великую пользу всем римл€нам.

ёный ÷ицерон очень скоро про€вил блест€щие способности к наукам и приобрел широкую известность.

¬ 90 году отец отправил ÷ицерона в –им дл€ завершени€ образовани€. ѕо традици€м тех лет обучение юношей проводилось под руководством вли€тельных людей, св€занных с семьей воспитанников родством или дружбой.

“аким руководителем у ÷ицерона был  винт ћуций —цево-ла, член коллегии жрецов — "птицегадателей", которые путем наблюдени€ за птицами и природными €влени€ми, истолковани€ их как знамени€ богов давали советы о прин€тии важных решений в государственной и военной област€х.

—цевола ввел юного ÷ицерона в круг образованных аристократов и государственных де€телей, много сделал дл€ завершени€ его образовани€. Ѕеседы с ним были дл€ ÷ицерона лучшей формой изучени€ права. Ќа прот€жении р€да лет ÷ицерона обучали риторике и диалектике известный философ ƒиодот, глава греческой јкадемии ‘илон и другие известные ученые.

√оды учебы подходили к концу. ѕредсто€ло избрать род зан€тий. ƒело это было в то врем€ далеко не простое. —уществовал р€д ограничений на зан€тие тем или иным видом де€тельности. ÷ицерон писал: "ќ том, какие ремесла и промыслы надо считать благородными, какие низкими, мы знаем следующее: не одобр€ютс€ те промыслы, которые вызывают ненависть людей, как промыслы сборщиков податей и ростовщиков. Ќеблагородны и презренны промыслы поденщиков и всех тех, кто продает свою работу, ибо само получение платы служит прелюдией рабства. ѕрезренными надо считать тех, кто покупает у купцов дл€ немедленной перепродажи: они ведь ничего не заработают, если не будут сверх меры лгать, а нет ничего позорнее пустозвонства. –емесленники все занимаютс€ гр€зным делом: в мастерской не может быть ничего от свободнорожденного. ј меньше всего заслуживают одобрени€ те зан€ти€, которые обслуживают чувственное наслаждение,  — ремесло торговца соленой рыбой, м€сников, поваров, колбасников, рыбаков... —юда можно прибавить продавцов мазей, танцовщиков, актеров, певцов и вс€кого рода игроков. Ќо те ремесла, которые требуют значительного ума или принос€т серьезную пользу (юристы, врачи, архитекторы), преподавание почтенных наук считаютс€ почтенными — дл€ тех, конечно, кому они подход€т по их социальному положению (ordo)".


Next

Ќикака€ часть содержащегос€ здесь текста ни в каких цел€х не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешени€ јќ "÷ентр ёр»нфо–".

(–азмещено 13 апрел€ 2011 г.)