ЮрИнфоР >>> Институт актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ" >>> Конференции и круглые столы >>>
Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"
Следует помнить, что успех в противодействии организованной преступности возможен только при наличии политической воли высшего руководства страны.
Международное сообщество, будучи глубоко обеспокоено глобализацией и быстрым ростом организованной преступности в последнее десятилетие, которые представляют угрозу внутренней безопасности и стабильности суверенных государств, на Всемирной конференции на уровне министров по организованной транснациональной преступности, (Неаполь, 21-23 ноября 1994 г.) впервые прямо заявило о своей политической воле и твердой решимости, а также о безоговорочном обязательстве обеспечить полное и незамедлительное осуществление принятых на этой конференции Политической декларации и Глобального плана действий против организованной преступности. Спустя шесть лет во исполнение этих Декларации и Плана была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная от имени России в Палермо 12 декабря 2000 г. К сожалению, эта Конвенция, несмотря на ее огромное значение для повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе транснациональной организованной преступностью до настоящего времени не ратифицирована. Вместе с тем, ратификации указанной Конвенции представляется нам необходимой. Поскольку многие ее положения заметно отличаются от сопоставимых положений российского законодательства, регламентирующего различные аспекты борьбы с организованной преступностью.
В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности зафиксировано много конструктивных положений, в частности, предписывающих государствам-участникам создавать адекватные структуры для эффективного противодействия технически сложным операциям организованной преступности. Для российского законодателя особый интерес, на наш взгляд, должны представлять: а) меры по преодолению так называемого кодекса молчания и запугивания, принятого в преступном мире; б) ведение электронного наблюдения, агентурных операций и контролируемых поставок, при условии полного уважения индивидуальных прав граждан и облегчения, при необходимости, судебного надзора; в) меры по поощрению членов преступных организаций, согласившихся сотрудничать и давать свидетельские показания (включая разработку адекватных программ защиты свидетелей и членов их семей в установленных национальными законами пределах, а также смягчение для них наказания в случае их сотрудничества в ходе уголовного процесса).
Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"
e-mail: info@jurinfor.ru