ЮрИнфоР >>> Институт актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ" >>> Конференции и круглые столы >>>
Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"
В широком смысле политика борьбы с коррупцией включает в себя ряд элементов: реформу основных государственных программ; изменение структуры правительства и совершенствование методов контроля над подотчетными органами исполнительной власти; совершенствование моральных и этических аспектов государственной службы; правовое принуждение.
Ограничимся в данном случае рассмотрением лишь мер правового принуждения в борьбе с коррупцией. Сразу же надо подчеркнуть, что, реализуя именно эту группу мер, опасно скатываться на путь прямолинейных решений, ибо это чревато нарушением фундаментальных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому противодействие коррупции должно вестись строго на основе и в рамках закона. К сожалению, соответствующий федеральный закон до сих пор не действует, так как его проекты, принятые палатами Федерального Собрания, наталкиваются на вето Президента. Государственной Думой данный закон был принят 14 ноября 1997 г., одобрен Советом Федерации 3 декабря 1997 г. накануне выборов в Государственную Думу второго созыва.
Учитывая особую остроту проблемы, Президент Российской Федерации 7 мая 1998 г., используя право законодательной инициативы, внес собственный проект федерального закона "О борьбе с коррупцией", но и его постигла неудача. В настоящее время в Государственной Думе находятся два комплексных законопроекта "О противодействии коррупции" и "Основы законодательства об антикоррупционной политике".
Серьезным недостатком первого законопроекта является то, что в предмет законодательного регулирования не введено само понятие "коррупция", т. е. не определен сам объект борьбы. В нем дается лишь определение от производного: "правонарушение, связанное с коррупцией". Такая неопределенность создаст серьезные трудности для органов, осуществляющих правоохранительные функции. По сравнению с "думским" вариантом в "президентском" проекте неоправданно сужен круг субъектов коррупционных правонарушений, что, в конечном счете объективно может помочь избежать ответственности таким категориям лиц, как, например, помощники выборных лиц, занимающих должности категории "А", народные и присяжные заседатели в судах, лица, занимающие соответствующие должности в Вооруженных Силах.
Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"
e-mail: info@jurinfor.ru