ЮрИнфоР >>> Институт актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ" >>> Конференции и круглые столы >>>

Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"

АО Центр
"ЮрИнфоР"

|Назад| |Вверх| |Вперед|


Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Молчанова Т. В.

преподаватель кафедры криминологии

Московского университета МВД России, канд. юрид. наук

В связи с вступлением в силу Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" существенные изменения претерпел и Уголовный кодекс РФ[20]. Так, в настоящее время УК РФ содержит две статьи, устанавливающее ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и ст. $174^1$ УК РФ).

Прошедшие с момента вступления в силу действующего УК РФ шесть лет, показали, что государственные органы не проявляют достаточной активности в привлечении к уголовной ответственности лиц за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Более 60 % направленных в суд уголовных дел данной категории в последующем прекращается судами за отсутствием события или состава преступления, за не доказанностью вины обвиняемого и по иным основаниям.

Одна из причин этого явления — недостаточная степень разработанности нормативной правовой базы для объективной уголовно-правовой характеристики данного вида преступлений. В связи с этим возникли проблемные аспекты регламентации уголовной ответственности за совершение преступлений изучаемого вида. Например, нуждаются в сравнительном юридическом анализе примечания к ст. 174 и ст. $174^1$ УК РФ, поскольку их содержание вступает в противоречие с содержанием части 1 ст. 6 Федерального закона "О легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем", в соответствии, с которой операция подлежит обязательному контролю, если равна или превышает сумму в 600 000 тыс. руб. В то же время, крупный размер, указанный в примечаниях к ст. 174 и ст. $174^1$ УК РФ связан с минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Такое расхождение в формулировках норм закона может привести к тому, что в случае роста МРОТ (а это не вызывает сомнений), между стоимостью легализуемого (отмываемого) имущества и размером сделки, подлежащей обязательному контролю, окажется весьма значительный разрыв. Преодоление рассмотренного противоречия возможно, если в примечаниях к этим нормам УК будет указана сумма в 600 000 рублей, либо размер сделки, подлежащей обязательному контролю, будет исчисляться с применением МРОТ.


[20]

Эволюция уголовно-правового запрета на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в российском уголовном законодательстве также самым тесным образом связана с наличием международных стандартов противодействия преступлениям данного вида. Данные стандарты получили закрепление в таких актах как Базельское заявление (1988 г.), Венская Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (1988 г.), Страсбургская Конвенция "Об отмывании, выявлении, изъятии, и конфискации доходов от преступной деятельности" (1990 г.) и других нормативных актах.


|Назад| |Вверх| |Вперед|

Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"

e-mail: info@jurinfor.ru