ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Бланкетные нормы УК РФ: проблемы правотворчества и правоприменения
Л. Д. Гаухман
доктор юридических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, член научно-консультационного совета при Верховном Суде РФ,
член попечительского совета Института Актуального
образования "ЮрИнфоР-МГУ".
Восполнение указанного пробела необходимо осуществить посредством установления и юридического закрепления в УК РФ отсутствующей в нем общей нормы, которая представляла бы собой законодательную основу, или законодательное уголовно-правовое основание, применения бланкетных норм этого УК и соответственно других, помимо уголовного, законов и (или) иных нормативных правовых актов, ссылки на которые содержатся или подразумеваются в названных нормах. Предлагаемую общую норму целесообразно предусмотреть в ч. 3 ст. 1 УК РФ, дополнив эту статью частью 3-й и разработав ее формулировку. При этом важно обратить внимание на то, что на основании ч. 1 ст. 76 Конституции РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ, ч. 2 этой статьи — федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ, ч. 4 данной статьи — законы и иные нормативные правовые акты краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов РФ; ст. 90 — издаются указы и распоряжения Президента РФ; ст. 115 — издаются постановления и распоряжения Правительства РФ; ст. 126 и 127 Конституции РФ даются разъяснения по вопросам судебной практики соответственно Верховным Судом РФ и Арбитражным Судом РФ. Из приведенных норм Конституции РФ следует, в частности, что законы и иные нормативные правовые акты дифференцируются, в частности, во-первых, на законы, принимаемые законодательной властью, и иные нормативные правовые акты, принимаемые исполнительной властью и судебной властью, и, во-вторых, по масштабу действия, с одной стороны, имеющие действие на всей территории РФ, то есть распределяемые между разными ветвями центральной власти по горизонтали, и, с другой — имеющие действие на всей территории РФ либо только на территории того или иного отдельного субъекта РФ, то есть соотносящиеся друг с другом по вертикали: на всей территории РФ действуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые федеральным Собранием РФ и подписываемые Президентом РФ, указы и распоряжения Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ, а на территории отдельных субъектов РФ — законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые соответственно органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Представляется важным отметить, что к иным нормативным правовым актам, помимо названных в Конституции РФ, относятся еще приказы, распоряжения, инструкции структурных подразделений Правительства РФ, в частности, министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения и т. п. руководителей различных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, коммерческих и иных организаций, предприятий и т. д., к примеру, приказы и распоряжения, определяющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции конкретных должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения НОУ Институт "ЮрИнфоР-МГУ".
(Размещена 12 ноября 2006 г.)