ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Бланкетные нормы УК РФ: проблемы правотворчества и правоприменения

Л. Д. Гаухман
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член научно-консультационного совета при Верховном Суде РФ, член попечительского совета Института Актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ".

Prev Next


Третья правотворческая проблема — это проблема сокращения числа бланкетных норм УК РФ, состоящая в необходимости или по крайней мере целесообразности определения максимально возможного количества признаков, являющихся бланкетными, непосредственно в нормах самого УК РФ. Данная проблема связана с определением, во-первых, круга, перечня таких признаков и, во-вторых, каждого из них. То и другое требует проведения глубокой аналитической работы и потому представляет собой предмет самостоятельного научного исследования, при проведении которого необходимо максимально учесть потребности следственной и судебной практики. К примеру, важно определить в УК РФ понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, являющихся основанием отнесения лица к должностному либо выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации; государственного служащего и служащего органов местного самоуправления. В настоящее время организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в их конкретном проявлении определяются или просто называются в различных нормативных правовых актах, в частности, если их можно отнести к таковым, приказах, распоряжениях и т. п. руководителей органов, учреждений, организаций и т. д., которыми такие функции возлагаются не персонофицированных подчиненных. В обобщенном выражении в виде примерного, ориентирующего и далеко не исчерпывающего перечня названные функции очерчены в п. 3 постановления № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", где указано, что "организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п."[5]. Положив в основу цитированное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, целесообразно, предельно используя интеллектуальный потенциал депутатов Государственной Думы, к чему обязывает уже само название этого законодательного органа, с привлечением специалистов — ученых и практических работников — определить в УК РФ понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций и по возможности исчерпывающие перечни тех и других, поместив соответствующую норму в примечание 1 к ст. 285 данного УК, которое дополнить абзацами 2-м и 3-м. Это обеспечит установление уголовной ответственности должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, исключительно законодателем и притом только в уголовном законе.


[5]

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4. С. 5.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения НОУ Институт "ЮрИнфоР-МГУ".

(Размещена 12 ноября 2006 г.)