ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>> Компьютерные науки >>>

Концепция проекта «Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих»

Автор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Колодкин Леонард Михайлович, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

Prev Next


Указом от 19 июня 1719 года "Об учинении присяги на каждый чин, как военным и гражданским, так и духовным лицам и солдатам, при определении в службу" предписывалось торжественное обещание верно и добросовестно служить и соблюдать нормы служебной этики[6].

Принятию присяги придавалось особое значение. До самого падения монархии в 1917 году в соответствии со ст. ст. 55 и 56 главы IV "Свода основных государственных законов Российской Империи" действовало "всенародное принятия присяги по своей вере и закону" при восцарении Императора. Отдельную присягу принимали члены Императорской фамилии, военнослужащие, чиновники и священники, сенаторы. Члены Государственной Думы принимали Торжественное обещание "исполнять свои обязанности по крайнему разумению и силам, помятуя лишь о благе и пользе России".

За более чем двухсотлетнюю историю российской государственной и муниципальной службы нормы служебной этики претерпели существенные изменения, но многие из них выдержали испытание временем. К ним относятся меры антикоррупционного характера. Впервые запреты "посулов" и "лихоимства" были включены в Судебник Великокняжеский 1497 года в период правления Ивана III. Петровское законодательство грозило смертной казнью или вечной каторгой на галерах с вырыванием ноздрей и конфискацией имущества тому, "кто по дружбе, или по вражде, или из взятков, или других намерений службой пренебрежет". Введено было как вид наказания шельмование — "извержение из числа добрых людей", "объявление шельмой (подлецом)", лишение чести. При этом "кто когда ошельмован был, оный к службе допущен не имеет быть и с ним следует обращаться посторонними: его свидетельство (показания) в суде не принимать; в компанию не допускать и на дому не посещать; если кто ошельмованного ограбит, побьет или ранит, или что у него отнимет, то челобития не принимать и суда ему не давать ... А кто эти требования не будет соблюдать, будет наказан лишением чина и галерной работой"[7]. "Опорочивание по силе прогрешения (шельмование)" было суровой мерой правового и нравственного остракизма. Попытки установить наряду с правовыми нравственные рычаги управления в государственной и муниципальной службе имели место и на последующих этапах истории государства российского. Так, указом Сената от 31 декабря 1765 года "О существенных обязанностях всех чиновников и в особенности прокуроров, при исправлении должностей своих в присутственных местах" предписывалось "никому от предписанного (правового и этического) не отступать", а "лихоимственные дела не неважными, но разрушающими правосудие и повреждающими государственное положение почитать"[8].


[6]

ПСЗРИ. Собр. I. Т. V. № 3393.

[7]

ПСЗРИ. Собр. I. Т. VI. № 3534.

[8]

ПСЗРИ. Собр. I. Т. VIII. № 12537.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещена 19 марта 2008 г.)