ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>> Компьютерные науки >>>
Концепция проекта «Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих»
Автор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Колодкин Леонард Михайлович, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
Во времена правления Екатерины II в первый российский закон о полиции — "Устав благочиния или полицейский", — от 8 апреля 1782 года наряду с правовыми предписаниями был включен свод этических норм — "правила добронравия". Они содержали двадцать статей: от "золотого правила нравственности" ("не чини ближнему чего сам терпеть не хочешь" до запрета взяток, "ибо ослепляют глаза, развращают ум и сердце, устам налагают узду"). Нормы этического характера содержались и в "Уставе о службе гражданской по определению от правительства" 1832 года и других нормативных актах.
В советское время понятие "государственный служащий" употреблялось наравне с рабочими и колхозным крестьянством и было низведено до работавшего по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания, а не на производстве[9]. В работе с руководящими кадрами партийного и государственного аппарата применялся номенклатурный порядок. Номенклатура представляла собой перечень должностей, замещение которых предварительно рассматривалось и утверждалось партийными комитетами от районного (городского) до Центрального. Нравственной основой оценки кадров при этом была партийная этика.
В 1989–92 годах союзная система работы с номенклатурными кадрами была упразднена, а вместе с ней и нормы партийной этики и морального кодекса строителя коммунизма. Формирование новой парадигмы государственной и муниципальной службы происходит в сложных социальных условиях, в идеологическом "вакууме", породившем целый ряд проблем. К ним можно отнести организационную нестабильность структур государственного и муниципального управления, дефицит нормативно-правового и нравственно-этического регулирования поведения государственных и муниципальных служащих, отсутствие единой государственной кадровой политики, некомпетентность и низкий нравственный уровень значительной части государственных и муниципальных служащих, снижение престижа государственной службы, дефекты правосознания в форме правового нигилизма, коррумпированность государственного и муниципального аппарата[10]. В этих условиях разработка и принятие кодекса поведения государственных и муниципальных служащих приобретает особую значимость и актуальность. Даже краткий исторический обзор становления и развития нравственных начал государственной и муниципальной службы дает основания для вывода — многие меры по разработке этических норм поведения должностных лиц не утратили своего значения и могут быть использованы в наши дни. Общество предъявляет высокие требования к чиновникам. "Граждане считают, что они должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущим Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и, наконец, знанием физических, биологических и общественных наук"[11].
[9] | Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 651. |
[10] | См.: Борзункова О. А., Краснов Ю. К. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации". М., 2007. С. 9. |
[11] | Губанов А. В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы стратегии и тактики деятельности. М., 1999. С. 164. |
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещена 19 марта 2008 г.)