ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>> Компьютерные науки >>>
Концепция проекта «Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих»
Автор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Колодкин Леонард Михайлович, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
IV. Перспективы принятия Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих
а) Pro et contra Принятие Кодекса
Кодекс поведения должностных лиц Российской Федерации (Кодекс административной или служебной этики) должен представлять собой свод нравственных требований и норм, моральных эталонов поведения государственных и муниципальных служащих, необходимых для успешного осуществления ими своих служебных обязанностей в рамках должностных регламентов и должностных инструкций. Данный свод должен формулироваться в рамках, в категориях и понятиях административной этики, а не административного права. Основная трудность будет заключаться в четком разграничении юриспруденции и этики, как науки о морали и нравственности, а не о правоведении. Ознакомление с рядом этических кодексов государственных служащих показывает, что в ряде случаев такого рода дифференциации достичь не удается.
Для успешного решения этой задачи представляется необходимым разработать подробный глоссарий правовой терминологии институтов государственной и муниципальной службы с толкованием их в аспекте учения о морали и нравственности. Кодекс должен разрабатываться как отдельный (особый) документ, отличающийся по структуре и текстологически от законодательства о государственной и муниципальной службе. Основная идея разработки проекта "Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих" заключается в трех исходных концептуальных идеях:
—во-первых, Кодекс должен быть разработан на федеральном уровне в качестве модельного кодекса для всех видов государственной и муниципальной службы. Для федеральной государственной службы в ряде случаев он может быть этической нормой прямого действия;
—во-вторых, при разработке для каждого вида государственной службы (гражданской, военной и правоохранительной) специфических этических норм необходимо исходить не из деления государственной власти на ветви (законодательная, исполнительная, судебная), а из нравственно-этической целостности, системности, учета единства и особенностей федеративного построения государственной власти. Запреты, меры по устранению конфликта интересов, содержащиеся в будущем Кодексе, должны распространяться не только на государственных служащих, но и на представителей органов законодательной власти. Это может быть осуществлено путем внесения дополнений и изменений в ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", так как на них также возложены обязанности по защите публичных интересов;
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещена 19 марта 2008 г.)