ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>> Компьютерные науки >>>
Концепция проекта «Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих»
Автор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Колодкин Леонард Михайлович, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
—в-третьих, разработке проекта Кодекса должно предшествовать ряд мер по социологическому обеспечению будущей эффективности свода норм духовно-нравственного характера. Представляется, что своеобразным "заказчиком" данного документа должны быть не органы исполнительной власти, а общество граждан в целом. Пожелания и ожидания общества можно выявить путем социологических исследований.
Возможность и необходимость разработки и принятия Кодекса диктуется следующим. В "Кодексе поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих" должны быть отражены сущность, общие требования и специфические особенности моральных принципов и норм регулирования поведения служащих в сфере государственно-служебных отношений. Кодекс должен содержать "модельные", эталонные, универсальные требования для всех видов государственной и муниципальной службы, а также в разделах Особенной части специфические в зависимости от вида службы, конкретные, прикладные формы их реализации. Например, в ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" перечислены принципы этого вида служебной деятельности служащих правоохранительной службы (законность, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств), а конкретные ограничения этического характера в части запрета "принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности", "разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан" должны содержаться в Кодексе этических норм. Аргументом за разработку и принятие Кодекса является то обстоятельство, что правовое регулирование имеет некие имманентно присущие пределы эффективности. Двадцатый век убедительно доказал, что западная цивилизация с ее "двойной моралью" не может уповать только на юридический фетишизм, — полагать, что законодательство само по себе будет принуждать к законопослушному поведению. Еще более разрушителен правовой нигилизм. Когда вера сменяется безверием, резко сокращается готовность следовать предписаниям закона. Законопослушание в своей сущности обеспечивается не столько духом и буквой закона, сколько нравственной интенцией, побуждающей следовать нормам законодательства. Десять заповедей Ветхого Завета являют собой классический образец такой нравственной интенции, неизменной на всех этапах генезиса общества.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещена 19 марта 2008 г.)