ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>> Компьютерные науки >>>
Концепция проекта «Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих»
Автор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Колодкин Леонард Михайлович, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
В Кодексе должны быть отражены те нормы и правила повседневного поведения, включая правила приличия, вежливости, предупредительности, этикета (конвенциальные нормы), которые не подлежат административно-правовому регулированию. Однако они являются эффективным инструментом регулирования поведения государственных и муниципальных служащих как в профессиональной среде, так и за ее пределами. Кодекс должен играть роль своеобразного эталона поведения и критерия определения профессионализма и общей культуры государственных и муниципальных служащих. Отсутствие определенных знаний, навыков и качеств морально-этического характера, игнорирование и невыполнение требований Кодекса может свидетельствовать о низком профессионализме, а в крайних случаях о профессиональной непригодности, явном несоответствии занимаемой должности.
Кодекс может стать эффективным средством реализации кадровой политики в государственных органах и муниципальных образования. Кодекс должен выполнять воспитательную функцию, давать возможность представлять те нравственные ориентиры, принципы, нормы поведения, к соблюдению которых должен стремиться каждый государственный и муниципальный служащий. Основой Кодекса должна быть общественная мораль, разделяемая тем или иным профессиональным сообществом государственных и муниципальных служащих. Кодекс не может противоречить нормам права о государственной и муниципальной службе и одновременно не воспроизводить правовые акты ни по содержанию, ни по формулировкам, ни по механизму применения и последствиям.
Среди факторов, снижающих эффективность действия и даже ставящих под сомнение само принятие Кодекса, на первое место следует поставить разработку Кодекса "чиновниками для себя" и навязывание этих кодексов "сверху" без одобрения и принятия к нуклонному исполнению самим профессиональным сообществом того или иного вида государственной или муниципальной службы.
б) Перспективы и возможная процедура принятия Кодекса
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещена 19 марта 2008 г.)