ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>> Компьютерные науки >>>

Концепция проекта «Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих»

Автор: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Колодкин Леонард Михайлович, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

Prev Next


Принятие Кодекса окажется мало или совсем не эффективным мероприятием, если оно будет осуществлено келейно, в интересах чиновничества, путем предписаний "сверху", без широкого общественного резонанса и участия представителей гражданского общества в его обсуждении и принятии. Что касается примерной структуры Кодекса, то, одобряя ее в целом, следует высказать некоторые замечания, суть которых сводится к следующему:

1. Сам термин "Кодекс" — систематизированный единый нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений, детерминирует обязательное структурное построение — деление на Общую и Особенную часть. В общей части необходимо изложить основные понятия и категории, терминологию этики государственной и муниципальной службы, задачи Кодекса как Свода норм служебной этики, пределы его действия и объекты регулирования, субъекты этического консультирования и контроля, меры реагирования на отступление от норм служебной этики и другие общие вопросы.

Общая часть Кодекса должна представлять собой своеобразный "модельный Кодекс" для отраслевых или самостоятельных кодексов служебной этики по видам государственной службы (гражданской, военной и правоохранительной). Целесообразно проект настоящего Кодекса адресовать только к государственной гражданской и муниципальной службам, так как эти виды службы имеют разработанную правовую основу в виде федеральных законов. Отсутствие федерального закона о правоохранительной службе диктует необходимость принятия "Временных правил служебного поведения должностных лиц правоохранительной службы", за основу которых принять требования резолюции 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1979 года, ратифицированной Российской Федерацией.

Особенная часть Кодекса может быть структурирована или по сферам этического регулирования служебных отношений государственных и муниципальных служащих (обязательства, налагаемые службой; разрешение конфликта интересов; обеспечение беспристрастности выполнения служебных обязанностей; запрет на получение подарков и т. п.) или по отраслям государственной гражданской и муниципальной службы по схеме: предписывающие нравственные нормы (как поступать служащему в определенных ситуациях в рамках норм профессиональной этики); запретительные (что с позиций корпоративной морали категорически запрещается делать в сфере служебных отношений) и рекомендательные (как себя вести в той или иной ситуации нравственного выбора); исключения из общих правил, этическое консультирование и последствия нарушения норм служебной этики. Последствия должны носить характер общественного порицания, остракизма и только в тяжких случаях признание непрофессионализма и несоответствия занимаемой должности в аттестационном порядке.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещена 19 марта 2008 г.)