ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Драка бульдогов под ковром. Расследование катастрофы на Ходынском поле 18 мая 1896 года

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev Next


Раздача подарков должна была сопровождаться самыми разными увеселениями и развлечениями. Программа праздника предусматривала прибытие в специально выстроенный на краю поля, вблизи шоссе (напротив современной станции метрополитена "Динамо"), павильон царской четы в сопровождении министров, двора, иностранных гостей и свиты. При появлении их в полдень на балконе павильона сводный оркестр под руководством директора Московской консерватории Сафонова должен был исполнить гимн "Боже, Царя храни! ", а затем поднятый на мачте царский штандарт возвестил бы о начале раздачи подарков. Такова была программа праздника. Она фактически дублировала программу праздника 1883 года. Газеты и народная молва сделали ее достоянием широкой гласности.

С раннего утра 17 мая к Ходын-скому полю двинулись толпы приезжих. Поезда приходили в Москву переполненными. Московские обыватели не отставали от иногородних. Народ жаждал зрелищ. А хлеб, закуски и горячительные напитки люди приносили с собой. Они располагались компаниями, а по мере прибытия новых толп, уплотнялись и перемещались к линии будок для раздачи подарков.

К 21 часу (до начала праздника было еще пятнадцать часов) теснота на поле достигла такой степени, что сидеть и лежать стало просто негде и толпа встала на ноги. К 22 часам все уже стояли, а от города прибывали все новые массы народа. В толпе стало невозможно пошевелить рукой, она превратилась в плотно спрессованную массу людей. Опытные в подсчете на глаз числа участников массовых мероприятий полицейские на допросе показывали, что на площади в одну квадратную версту скопилось до полутора миллионов человек. Вероятно, такая оценка была несколько преувеличенной, но теснота была страшная.

Толпа, по словам очевидцев, волнообразно раскачивалась и никуда не двигалась. Малочисленные конные городовые и казаки не могли ничего предпринять. Один казак пытался раздвинуть толпу, чтобы придать ей движение, но толпа выдавила коня и всадника. К 3 часам ночи положение стало настолько трагичным, что детей и стариков отправляли по головам и они, выбравшись таким образом из ловушки, не уходили домой, а занимали на трибунах места для зрителей. А зрелище былс ужасным. Невероятная плотность толпы, усугубленная обмороками смертью многих от сердечных при ступов и асфиксии, привела к тому, что к шести часам утра множество мертвецов "стояли", плотно прижатые к живым. "Живые и мертвые", казалось, терпеливо ждали сигнала, чтобы одним двинуться к месту раздачи сувениров, а другим опуститься на землю под ноги многотысячной толпы. Линия будок для "раздачи подарков" имела несколько широких разрывов и практически не была препятствием для движения вперед. Отделенное от поля шоссе не было оцеплено ни войсками, ни полицией. Силы охраны порядка были представлены несколькими десятками конных городовых и казаков, рассредоточенных по периферии поля, которые не могли и не оказывали на толпу никакого воздействия. Не было ограждений и со стороны военных лагерей "Хорошовки". А со стороны Тверской шел постоянный "подпор" толпы прибывающими массами.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 4 мая 2011 г.)