ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Драка бульдогов под ковром. Расследование катастрофы на Ходынском поле 18 мая 1896 года
НЕЗАВИСИМЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ КЕЙЗЕР
Судебные следователи считались членами окружного суда и делились на "исполняющих должность следователя" и "утвержденных". Последние были несменяемы и назначались пожизненно.
"Из всех должностей по судебному ведомству, — писал в то время министр юстиции И. Г. Щегловитов, — должность судебного следователя — самая многострадальная, фебующая выносливости, мужества, сил, энергии и здоровья".
Павел Федорович Кейзер был утвержденным", то есть несменяемым, независимым следователем. Его независимость, прежде всего, базировалась на его выдающихся личных качествах. Близко знавший П. Ф. Кейзера Алексей Лопухин характеризовал его как "человека безукоризненной честности, умного, обладающего огромной выдержанностью, громадным опытом следственной работы, чуждого карьеризму". Все эти качества выдержали нелегкую проверку при расследовании уголовного дела по факту массовой гибели людей на Ходынском поле 18 мая 1896 года.
Сразу же после возбуждения уголовного дела П. Ф. Кейзер был официально предупрежден министром юстиции Н. В. Муравьевым о том, что дело будет изъято из ведения судебных органов и он получит на это соответствующий ордер. Кейзер официально заявил, что подобный ордер он оставит без исполнения и направит дело по завершению расследования в установленном законом порядке. Министру пришлось выжидать, чтобы дело "выбыло из рук" Кейзера. По тем временам это был очень смелый поступок следователя.
Кейзер умело организовал расследование. Проведенные осмотры места происшествия (обзорный — почти с высоты "птичьего полета" с купола Хрустального дворца Всероссийской художественно-промышленной выставки, детальные — фрагментов топографически связанных участков поля) позволяют говорить о ложности официальных версий трагедии.
На приложенных к протоколу осмотра места происшествия тщательно вычерченных схемах представлена ясная картина места событий, расположения вещественных доказательств, следов, что дает возможность реконструировать действия толпы.
Следователь допросил многочисленных свидетелей. Среди них было несколько десятков городовых и казаков, жителей Москвы, проходивших или проезжавших по шоссе мимо стоявшей толпы, сотни участников событий. Следствием установлено, что линия треугольных будок для раздачи подарков не была препятствием для движения толпы и не могла быть причиной трагедии. Будки были открытой стороной обращены к полю, дверей с тыльной стороны не имели. Сами по себе представляли собой легкие деревянные сооружения, сколоченные из досок. Ни одна из 120 будок не была повреждена или разрушена. Не пострадал ни одни человек из раздатчиков подарков, непосредственно у стен будок не было обнаружено ни одного "мертвого тела". Все это говорит о ложности версии московской полиции, что неправильно построенные будки создали препятствие движению толпы и послужили причиной гибели людей. Не подтверждалась и другая версия, что якобы люди погибли, падая в заброшенные колодцы, ямы и рытвины, так как министерство двора не провело благоустройство поля.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещено 4 мая 2011 г.)