ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Оружием слова. Осуждение Катилины

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev Next


С уважением относился античный мир к труду земледельца, поскольку это был труд на себя, а не на другого.

Цицерон говорил: "Из всех способов добывания благ нет ничего лучше, прибыльнее, достойнее свободного человека, чем земледелие".

Труд за плату (merces) — отсюда происходит слово "меркантильный" — был позором, поэтому плата юристу, врачу, архитектору именовалась "honorarium" (почетное вознаграждение) — отсюда "гонорар".

В 90 году до н. э. Цицерон был в армии Суллы во время союзнической войны, но он устремил свои помыслы к политике.

Римским государством того периода управляли ежегодно избираемые магистраты (должностные лица), которые за это не получали никакого вознаграждения. Во главе республики стояли два консула и их помощники — преторы. Определенные властные полномочия имели куриатные, трибутные и центуриатные комиции (народные собрания). Но, по выражению Цицерона, "держал в руках все государство" сенат — постоянный конституционный орган из числа уважаемых граждан — сенаторов, назначаемых консулами. Их число вначале не превышало 300, при Сулле — 600, а при Цезаре — 1000. В компетенцию сената входили самые разнообразные вопросы внутренней и внешней политики: рассмотрение политических преступлений, финансы, религиозные обряды и культы, объявление войны и мира, наделение должностных лиц чрезвычайными полномочиями для овладения ситуацией. Делом чести и пределом устремлений каждого свободного римлянина было достижение высших государственных должностей, а затем почетная роль сенатора. Цицерон не был исключением, хотя, по словам Плутарха, он получил в юности от дельфийской пифии (прорицательницы) совет: "Принять в руководители своей жизни собственные природные качества, а не мнение толпы".

"Молодость моя,  — вспоминал впоследствии Цицерон,  — совпала с потрясением прежнего порядка вещей". Впервые в римской истории вспыхнула гражданская война. Она началась в 87 году до н. э. После захвата Рима полководцем Гаем Марием и отстранения от должности главнокомандующего в войне с" царем Митридатом Корнелия Суллы. В этой войне власть захватывали то тот, то другой, жестоко уничтожая побежденных. Одержал верх Сулла. Плутарх так описывал "пир победителя".

"Сулла занялся убийствами, кровавым делам в городе не было ни числа, ни предела, и многие, у кого и дел-то с Суллой никаких не было, были уничтожены личными врагами. Сенатор Гай Метелл спросил у Суллы, чем кончится это бедствие и как далеко оно должно зайти. "Мы просим у тебя,  — сказал он,  — не избавления от кары для тех, кого решил уничтожить, но избавления от неизвестности для тех, кого ты решил оставить в живых". Когда Сулла сказал, что он еще не решил, кого прощать, Метелл ответил: "Ну так объяви, кого ты решил покарать". Сулла тут же составил список из восьмидесяти имен". Так родились "проскрипции" — списки лиц, объявляемых вне закона и подлежащих убийству без суда и следствия.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 13 апреля 2011 г.)