ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Оружием слова. Осуждение Катилины
По левую сторону от "трибунала" размещались обвинители. Обвинителем мог быть по своей инициативе любой свободный римский гражданин. Обвинитель был обязан собрать и представить суду доказательства, обеспечить явку свидетелей. В ходе судебного разбирательства стороны имели равные права. Если обвинитель под давлением доводов обвиняемого и патрона отказывался поддерживать обвинение, дело прекращалось, а обвиняемый считался оправданным.
Судьи выслушивали аргументы сторон и выносили решение.
Председательствующий претор как представитель государственной власти не принимал участия в вынесении приговора, а руководил судебным заседанием, не допускал самоуправления, направлял судебное разбирательство в законное русло спокойного обсуждения и оценки доказательств.
Стороны были обязаны произносить строго определенные формулы и совершать предписанные ритуалом судебного разбирательства действия. Малейшее отступление от процедуры процесса одной из сторон вело к проигрышу дела. Рабы не могли давать показаний против свободных и могли допрашиваться только под. пыткой. Наказания за уголовные преступления были весьма суровы: от смертной казни в виде отсечения головы, удушения, сожжения, утопления, распятия на кресте, сбрасывания с Тарпейской скалы в Тибр до продажи в рабство и штрафа.
Отцеубийц, а в этом обвинялся Секст Росций-младший, после наказания розгами зашивали в кожаный мешок вместе с живыми собакой, петухом, змеей и обезьяной и топили в реке.
Заседание суда происходило при большом стечении народа, так как для плебея суд был таким же желанным зрелищем, как и бои гладиаторов.
В своей речи в защиту Секста Росция Цицерон сумел превратить дело о банальном убийстве малоизвестного землевладельца из Америи в дело о беззаконии режима диктатора Суллы и его присных. Цицерон не без гордости вспоминал, как он в молодости "выступил против владычества Суллы, взяв на себя защиту Секста".
Фактически он избрал лучшую форму защиты — нападение на виновных. Его речь в защиту Росция — это речь по обвинению Капитона, Маги и Хрисагона. При этом, учит Цицерон, для защиты невиновного нужно, чтобы злоба, нежность, ненависть, сострадание, ужас, надежда, отвращение, радость, огорчение, восторг, негодование — все было во власти оратора; как хочет, так пусть и делает, но он должен уметь волновать судей и вызывать у них любое из этих чувств. При этом тот, кто умеет зажигать эмоции судей, сильнее того, кто умеет разъяснить дело и квалифицировать деяние.
Цицерон блестяще справился с этой задачей. В его речи на" этом процессе четко проявились основные идеи, защита которых будет делом его жизни.
Первая из них: "республика больна, она живет среди неприкрытых злодеяний и каждодневных убийств".
Вторая — такое положение стало возможным благодаря существованию зла, воплощением которого на процессе Росция-сына является мародер и доносчик Эруций. Долг судей как порядочных людей — "подавить и искоренить пагубное и нетерпимое могущество подобного рода людей".
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещено 13 апреля 2011 г.)