ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Оружием слова. Осуждение Катилины
Цицерон добился желаемого. Враг "открыл забрало", и всем стало ясно, "кто есть кто".
На следующий день 9 ноября, выступая со своей второй речью против Катилины перед народом, он не смог скрыть торжества и начал ее в свойственной ему манере: "Он (Катилина) ушел, он бежал, он вырвался!"Но "вырвался" Катилина только для того, чтобы погибнуть. Он собрал 20-тысячную армию и стал призывать провинции к восстанию против центра. Но когда до Рима дошла весть, что Катилина самозванно присвоил себе знаки консульской власти, сенат объявил его и Манлия врагами отечества и поручил консулам направить против мятежников армию. Ее возглавил Антоний. Спустя два месяца в январе 62 года до новой эры Катилина был убит в сражении, а его войско разгромлено. Цицерон считал разгром заговора Катилины подвигом своей жизни и был удостоен за него неслыханных до того почестей и титула "отца Отечества". Цицерон вошел в историю как крупный государственный деятель, философ и юрист, оратор и мыслитель. Он управлял государством и провинцией, толковал и комментировал законы, писал философские трактаты и стихи, с блеском выступал в суде и переводил греческих авторов, но прежде всего был и всегда оставался блестящим оратором, непревзойденным мастером устного слова, публичного выступления.
И слово давало ему почти неограниченную власть.
В 60–40-е годы I века до новой эры в Риме на фоне гражданских войн, заговоров, террора диктаторов, уличных убийств и узурпации власти, разгула коррупции и скандальных судебных процессов громче лязганья мечей звучало "долговечное царственное слово". В 63 году до новой эры Цицерон оказался сильнее Катилины; в 56 году до н. э. — сильнее Клодия; в 49 году до н. э. — он диктует Цезарю свои условия; в 44 году до н. э. — приводит к власти Октавиана Августа. И делает все это, не имея ни одного воина, не опираясь ни на что, кроме силы слова и авторитета личности. Своей жизнью он добился положения, не встречавшегося в истории ни до ни после него.
Гремят битвы и восстания, от рук сограждан гибнут консулы, все предают всех, царят насилие, кровопролитие, страх. Но лидеры — децемвиры и триумвиры, триумфаторы и императоры, герои битв и вожди легионов — вынуждены просить одобрения своих действий у человека, живущего на одинокой вилле и пишущего сочинения о старости, "дружбе, ораторском искусстве, воспитании, предвидении и судьбе. Его слово, его поддержка были важнее военных побед, сожженных флотов и разрушенных городов. И так было до конца, до рокового удара мечом центуриона Геренния. Но и в этом случае слово победило меч. Убийца давно забыт, а слово Цицерона и сегодня с нами. А его противник — Катилина вошел в историю как "отвратительный тип", ни о чем, кроме насилия, не помышлявший, безумец, маньяк, одержимый жаждой власти, разрушитель "духом и телом". О таких писал Александр Блок: "В карманах трупов будет шарить, жечь города, и в церковь гнать табун, и мясо белых братьев жарить!." Катилина был порочен и потому обречен.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещено 13 апреля 2011 г.)