ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"
Боярыня жила очень богато.
У протопопа Аввакума были все основания написать ей в одной из "граматок": "Знаю, друг мой милый, Федосья Прокопьевна, жена ты была боярская, вдова честная, в верху чина царева близъ царицы; в дому твоем тебе служило человек с триста, крестьян у тебя было восемь тысяч, именья в твоем дому было на 200 или 250 тысяч; друзей и сродственников в Москве множество; ездила ты к ним в карете дорогой, серебром окованной, на многих лошадях, которых по 6 и 12 запрягали с гремячими цепями; за тобою слуг, рабов и рабынь шло человек по 100 и по 200, а иногда и 300, оберегая честь твою и здоровье. Пред ними красота твоего лица сияла... и знаменита была ты в Москве..."
Как матерая вдова Федосья Прокопьевна занимала особое положение в обществе. Выполняя функции покойного мужа, главы семьи и рода, боярыня Морозова имела по сравнению с замужними женщинами большую самостоятельность: сидела на мужнином месте за "вдовьим столом" наряду с мужчинами, владела и самостоятельно распоряжалась вотчинным имуществом до совершеннолетия сына, имела собственных вассалов — мелких дворян и дворню.
"...И ЗНАМЕНИТА БЫЛА ТЫ В МОСКВЕ..."
На первый взгляд не было причин для того, чтобы еще молодая, богатая и влиятельная боярыня оказалась в стане противников царя и патриархов. Однако тайну поведения исторических лиц, как правило, удается разгадать, лишь проанализировав общественную жизнь эпохи, в которой они жили. Федосья Соковнина (Морозова) родилась 21 мая 1632 года. Она была современницей Джерарда Уинстенли, Джона Лильберна, Оливера Кромвеля и Жана Батиста Мольера, Степана Разина, Богдана Хмельницкого и Ермака. Они жили в суровое время. Религия прочно входила в приоритеты жизни каждого, приобретала значение высших ценностей человека, диктовала людям, даже далеким от тонкостей религиозных учений, необходимость проявлять горячий интерес к библейским текстам, вникать в смысл и содержание каждого слова Божественного Писания. Такова психологическая особенность людей середины XVII века — богоискателей и богоборцев. Не было в этом отношении исключением и Московское царство. Значительная часть общества интуитивно чувствовала, что недавняя смута была связана с влиянием Запада, охваченного религиозными распрями, и стремилась сохранить исконное, национальное, традиционное в укладе жизни и вере русского народа. Ярким представителем этой части общества явилась боярыня Морозова. Воспитанная в традициях глубоко религиозной семьи "лихвинских и карачевс-ких детей боярских Соковниных", Федосья строго придерживалась старины, блюла свод нравственных норм и правил отцов и дедов — "Домострой". По уставу Домостроя образцовый благочестивый дом уподобляется монастырю. Дом боярина Глеба Ивановича, человека пожилого, думающего о спасении души, богобоязненного, тихого и степенного, в который молодой хозяйкой вошла юная Федосья, наиболее полно выражал идеал Домостроя. После смерти хозяина дом Морозовой стал все больше приобретать черты монастырского уклада жизни.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещено 20 апреля 2011 г.)