ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev Next


По Домострою каждому "необходимо было изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежало почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, исполнять его наставления". Духовного отца часто приглашали в дом, советовались с ним по всем делам, "повеления его с любовью принимали и били челом перед ним низко". Предписывалось часто приходить домой к духовному отцу, дары ему "давать от своих трудов по силе", "советы принимать ежедневно". У сестер Федосьи и Евдокии таким духовным отцом был знаменитый протопоп Аввакум.

Сама Федосья Прокопьевна была женщиной религиозно образованной, начитанной в Священном писании, глубоко верующей и рано обнаружила тягу к аскетическому, добродетельному образу жизни.

Боярыня не только на словах, но и на деле воплощала идеал служения Богу. Много времени уделяла молитвам и церковной службе, паломничеству по святым местам, строго соблюдала посты, спала на рогоже, одежды носила ветхие, в заплатах, в бане не парилась, умерщвляла плоть ношением власяницы и вериг. Аввакум в "Слове плачевном" вспоминал: "Бывало, сижу с ней и книгу читаю, а она прядет и слушает, или письма дворовые девки ей читают, а она прядет и приказывает, что в вотчину написать. И нитки — свои труды — ночью по улицам побредет да нищим дает, рубах нашьет и бедным раздает, а иногда — денег мешок возьмет и раздает, ходя по перекресткам; треть имения своего нищим отдала". Федосья Прокопьевна в доме своем держала пять инокинь, изгнанных из монастырей, больных и страждущих, которых сама лечила и "из своих рук кормила". Двери ее дома были всегда открыты юродивым, сиротам, нищим, которые "невозбранно в ее покоях обитали и с нею ели с одного блюда". В то время это было обычным явлением.

Протопоп Аввакум цитирует в "Слове" Федосью Прокопьевну: "Вдова-де я молодая после мужа своего, государя осталася, пускай де тело свое умучу постом, и жаждаю и прочим оскорблением (мучением — прим. автора). И в девках-де, ба-тюшко, любила Богу молиться, кольми же (когда — прим. автора) во вдовах осталась, подобает мне подумать о душе, вещи бессмертной, вся-де века сего суета тленна и временна, проходит как мир сей и слава его. Едина-де мне печаль: сын Иван Глебович молод, токмо лет в четырнадцать; если бы его женила, тогда бы и, все презрев, в тихое пристанище уклонилась". Эти слова относятся к 1664 году, но не было тогда на Руси тихого пристанища. Борьба между грекофилами и старообрядцами достигла апогея. Повсюду кипели страсти, росла взаимная нетерпимость. А всему виною стали исправления в священных книгах — дело патриарха Никона, которое и привело к расколу.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 20 апреля 2011 г.)