ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev Next


ДЕЛО ПАТРИАРХА НИКОНА

Спор о том, "двумя или тремя перстами креститься, петь аллилуйя дважды или трижды", начался на Руси еще в XV веке. Речь главным образом шла не о содержании божественных откровений, а о форме, ритуале службы.

Еще Стоглавый собор 1551 года отметил, что "писцы пишут божественные книги с неправильных переводов, а написав, не правят". Книгопечатание во всей остроте поставило проблему правки богослужебных книг. В 1616 году архимандриту Троицкого монастыря Дионисию и монахам Логгину и Филарету, другим духовным и разумным старцам было поручено исправление книг. Старцы не знали латинского и греческого языков, не ладили между собой. Дело дошло до того, что после того как Дионисий вычеркнул из текста одного из псалмов слово "огонь", Логгин, Филарет и дьякон Маркелл написали на него донос, обвинив его в ереси. Дионисия лишили сана и заточили в Кириллов-Белозерский монастырь. Исправление книг возобновилось в 40-х годах, но велось по-домашнему, без сличения с древними греческими оригиналами.

С воцарением, на царство Алексея Михайловича, а на патриаршество Никона исправление "богослужебных" книг получило новый импульс. К исправлению обрядов и книг были привлечены киевские и греческие богословы. Вмешательство в дело русской веры иностранцев вызвало у многих гнев и неудовольствие. Но другого выхода не было. Русские священники того времени не знали иностранных языков.

Собор русских иерархов в 1654 году постановил, а царь и патриарх утвердили исправления в новопечатных книгах и строе церковной службы. Они были невелики. Например, в тексте старого Псалтыря в псалме 3 была фраза: "Яко ты порази вся страждующиями всуе...", в новопечатном варианте ее записали следующим образом: "Яко ты поразил еси вся...", или в псалме 83 фразу: "Господь не лишит блага ходящих незлобием" изложили в редакции: "Господь не лишит благих, ходящих незлобием" и т. п.

Но даже столь незначительные изменения вызвали противодействие поборников старины. Епископ Коломенский Павел выступил с критикой нововведений, ссыпаясь на старинные рукописные книги. Патриарх сослал "вольнодумца" в отдаленный монастырь, заточил в темницу, а впоследствии сжег в срубе как еретика. Но и этого Никону показалось мало. Он обратился на Соборе к царю с вопросом: "И о сем прошу решения — новым ли нашим печатным служебникам последова-ти или нашим старым, которые купно обои един чин и устав показуют? "И получил ответ Алексея Михайловича: "Новым". Отныне несогласие с реформами Никона становилось не только религиозным бунтом, но и государственным преступлением.

В 1655 году патриарх Никон и патриарх антиохийский Макарий во время богослужения в кремлевском Успенском соборе публично уничтожали старые книги и иконы "старого письма", объявляя поименно сановников, знатных людей и богатых купцов, у которых были конфискованы "преступные" предметы. В тягостном молчании расходились люди из храма. Тяжкое оскорбление было нанесено религиозным чувствам верующих, их национальной гордости. "Дамоклов меч" царского гнева повис над каждым из противников реформ.

Возникла оппозиция царю и Никону в Москве и провинциальных городах среди "ревнителей благочестия". Движение возглавили Аввакум и Даниил. Они написали царю подробные возражения по всем пунктам нововведений. Не достигнув цели, начали сеять враждебность и непримиримое отношение к реформам.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 20 апреля 2011 г.)