ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"
Аввакум Петров, умный и честолюбивый человек, талантливый публицист и проповедник, был готов пожертвовать жизнью ради идеи. Такую же позицию занимали его духовные дочери: боярыня Морозова и ее сестра — княгиня Урусова. Царь и патриарх ответили репрессиями. Аввакум, как и многие другие противники Никона, был сослан в Сибирь (1653–1664 гг.), затем, после возвращения в Москву и отказа пойти на компромисс, — на Мезень (1664–1666 гг.), а после суда над старообрядцами на Соборе 1666–1667 годов — в Пустозер-ский острог (1667–1682 гг.).
"... ОТ БЛАГОЧЕСТИЯ И НЕ ПОДУМАЮ ОТСТУПИТЬСЯ..."
Разгневался царь и на Федосью Морозову, которая в глазах верующих была не только заступницей перед царицей, добровольно отказавшейся от богатства и роскоши, уровнявшей себя перед Богом с "простецами", но и человеком, оставшимся верным "древнему благочестию".
Царь хорошо знал, что боярыня дома молится по-старому, состоит в переписке с заточенным в Пустозер-ске Аввакумом (письма попадали для перлюстрации в канцелярию царя, да там и оседали), превратила свои палаты в оплот и пристанище контрреформаторов. Однако обрушить на "диссидентку" и ее дом "ог-непальную ярость цареву" Алексей Михайлович не решался: избегал скандалов с женой, а больше всего не надеялся на поддержку репрессалий Боярской Думой. К тому времени боярыня Морозова в кругу знатных родов имела репутацию "заблудшей овцы", была для окружения царя "не в пример и не в образец", но думные бояре боялись создать прецедент. Сегодня согласишься на казнь Морозовой, а завтра полетит и твоя голова, как при Иване Грозном.
Поэтому царь на первых порах ограничился "экономическими санкциями" — отобрал половину вотчин Морозовой, но потом вернул их по "прошению царицы и по поводу рождения царевича Ивана". Поручал родственникам опальной боярыни "увещевать ее". Особые надежды Алексей Михайлович возлагал на Михаила Алексеевича Рти щева, дядю Федосьи Прокопьевны Ртищев со своей дочерью Анной неоднократно бывал в гостях у Морозовой и убеждал ее в том, что "велик и премудр Никон — патриарх, и вера, от него преданная, зеле стройна и хорошо по новым книгам церковный обряд служить! "В ответ Федосья Прокопьевна, по словам автора "Повести о боярыне Морозовой", сказала: "Поистине, дядюшка, вы прельщены дьяволом, а потому ублажаете отступника, книги его, содержащие римские и иные ереси, восхваляйте! Православным же подобает книг его отвращаться и всех его нововводимых преданий гнуша-тися, а самого его проклинати всячески". Даже просьбы Анны Михайловны о том, чтобы "оставить распрю, перекреститься тремя перстами, не прекословить великому государю и всем архиереям" во имя благополучия единственного сына не возымели действия.
Ртищевы услышали в ответ страшные и страстные слова: "Я Ивана люблю и молю о нем Бога беспрестанно, делаю все для пользы его душевной и телесной., но не хочу, не хочу, жалея сына своею, себя погубить! Хотя он и единственный у меня, но Христа я люблю больше сына... Если хотите погубить моего сына на костре, отдать на растерзание псам, запугивая меня, чтобы я отступила от веры, то я этого не хочу делать. Пусть я увижу, как его псы растерзают, но от благочестия и не подумаю отступиться". Услышав такие слова, отец и дочь Ртищевы пришли в ужас, 'дивляшеся крепкому ея мужеству и непреложному разуму".
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещено 20 апреля 2011 г.)