ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev Next


После неудачной попытки родственников образумить заблудшую взялось духовенство. По повелению цареву в 1664 году к ней приходили и вели "богословский диспут" архимандрит чудовский Иоаким (в миру Савелов) и ключарь того же монастыря Петр. Боярыня приняла гостей, но в споре "крепко свидетельствовала (аргументировала свою позицию.  — Прим. автора.) и зело их посрамила".

В связи с тем, что на Соборе 1666–1667 годов Никон был обвинен в самовольном оставлении поста патриарха, низложен и под конвоем отправлен в заточение в Ферапонтов монастырь на Белоозере, царь на какое-то время оставил в покое мятежную боярыню. Царю, по словам И. Е. Забелина, не совсем еще было ясно, в чем именно заключается "настоящий смысл всей этой смуты умов". Но царь зорко следил и хорошо знал, что делается в тереме боярыни. Да и сама Ф. П. Морозова бывала при дворе. Царица Марья Ильинична очень любила Федосью Прокопьевну, была к ней милостлива, ценила ее ум и рассудительность, хозяйскую хватку и, вероятно, разделяла ее образ мыслей.

Последний раз Морозова появилась в царском Дворце в качестве "фрейлины царицы" на званом обеде 1 сентября 1668 года. На этом обеде все окружение царствующей четы продемонстрировало Федосье Прокопьевне ее положение изгоя, "белой вороны". Только царевы стольники — братья Морозовой, Федор и Алексей Соковнины, и ее сестра, княгиня Евдокия Урусова, общались с ней. Для всех остальных, кроме царицы, она была "пустым местом". Алексей Михайлович "Тишайший" зорко наблюдал за поведением "званых гостей" и "государственных слуг". Вскоре после этого обеда братья Соковнины были назначены воеводами в заштатные городишки, фактически удалены из Москвы. А у боярыни Морозовой окончательно созрело намерение постричься в монахини.

НАРЕКЛИ ИМЕНЕМ ФЕДОРЫ

Боярыня обратилась к своей духовной матери — инокине Ме-ланье с просьбой помочь ей в этом. Рассудительная духовная мать стала убеждать Федосью Прокопьевну отказаться от своего намерения. Она приводила довольно разумные доводы, говоря, что "невозможно этого в дому утаить и, если узнают у царя, многим людям многие будут скорби по случаю розысков и допросов — кто постриг; если и в дому можно утаиться, то приспеет время сына браком сочетать, тогда необходимо будет много заботиться, хлопотать, уряжать свадебные чины, а инокам это делать не в лепоту; наконец, должно будет уже стать до конца мужественной и, откинув и малое это лицемерие и приличие, совсем уже не ходить в церковь". Морозова воздержалась на время от пострижения. Однако в марте 1669 года умерла царица Марья. Это была очень большая потеря для Морозовой, и смерть "заступницы", очевидно, ускорила переход в "иноченский чин". Да и сын к тому времени достиг совершеннолетия.

В декабре 1670 года бывший игумен Никольского Беседного монастыря около Тихвина постриг Ф. П. Морозову в монахини, нарек именем Федоры и отдал в послушание матери Меланье. Таким образом, "де юре" свершилось то, что "де факто" существовало уже давно.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 20 апреля 2011 г.)