ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev Next


Перевели страдалиц в новую "яму" в начале июля 1675 года. Наказание после этого стало "действительно лютым и жестким". Сестры сидели безвыходно в глубокой яме, задыхаясь от духоты и страдая от холода и сырости. Пищу давали "зело малу и скудну: сухариков пять-шесть надень без воды, а когда пить дадут, тогда есть не спрашивай". Бывало, караульные стрельцы из жалости бросали в яму "иногда яблоко, иногда огурчик". От такого великого голода через два месяца умерла княгиня Урусова. Перед смертью она попросила старшую сестру: "Отпой мне отходную молитву, что ты знаешь, ты говори, а я что припомню, то сама проговорю". И страдалицы отпели друг друга. Страшно было караульным слышать молитву заживо погребенных.

После смерти сестры к Морозовой перевели Данилову. Но Федосью Прокопьевну это уже не могло порадовать, она умирала от голода и лишений. Перед самой смертью Морозова попросила у караульного калачик или кусочек хлеба, или хотя бы один сухарик. "Не смею",  — отвечал стрелец, помня о наказаниях, которые учинил его товарищам Федор Кузмищев. Тогда Морозова попросила воина постирать ей единственную ее грязную сорочку, а после смерти завернуть тело в рогожу и похоронить рядом с сестрой, "неразлучно". В этой просьбе стрелец не мог отказать. Умерла боярыня Морозова в ночь с 1 на 2 ноября 1675 года, пережив сестру на полтора месяца. А еще через месяц — 2 декабря скончалась и Мария Данилова. Так закончился жизненный путь трех исповедниц, о которых сказал свое плачевное слово протопоп Аввакум. Трагично сложилась судьба и этого человека, духовного отца Ф. П. Морозовой.

В 1667 году Аввакума осудили к ссылке в Пустозерск. Сейчас этого города нет, но рядом с тем местом, где он был, вырос другой город — Нарьян-Мар.

БОГОИСКАТЕЛИ И БОГОБОРЦЫ

Вместе с Аввакумом были осуждены трое вождей "церковных мятежников": духовный отец Аввакума, соловецкий инок, старец Епи-фаний, бывший дьякон кремлевского Благовещенского собора Федор Иванов и священник из города Романова отец Лазарь. В качестве дополнительного наказания ("добавочной казни") Епифанию и Лазарю отрезали язык. По прибытию узников Пустозерский острог стал центром пропаганды старообрядчества и непокорства не только иерархам церкви, но и власти царя.

Власть ответила террором.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 20 апреля 2011 г.)