ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev


Царь подписал указ: "Аввакума — распопа, заблудша в ереси с его товарышми в огонь ставить и в огне том жечь".

1 апреля 1682 года на площади Пустозерска ночью поставили четыре сруба высотой в человеческий рост и обложили их хворостом. Согнанные стрельцами жители города стояли угрюмо, без шапок, безмолвствовали... Осужденных развели по срубам, огласили царский указ. Над срубами, поскольку они были без крыш, видны были головы: Аввакума, Федора, Епифания и Лазаря.

Аввакум кричал народу: "Колоколов московских не слушайтесь, властям не покоряйтесь! А коли покоритесь, вовек погибните, и городок ваш занесет песком по самые крыши".

Огонь подымался по бревнам срубов, порывом ветра пламя забрасывало вовнутрь, охватывая живую плоть казнимых, и кто-то — Лазарь или Епифаний — закричал "урезанным" языком от нечеловеческой боли. И загремели над площадью последние слова Аввакума: "Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее — не бойся! До пещи той страх. А егда в нее вошел, тогда и забыл вся..." Костры разгорелись, а когда пламя осело, уже не видно было из раскаленных, обгоревших срубов человеческих голов.

Репрессии не ограничились "пустозерскими казнями". Отряды стрельцов под командованием князя Ивана Прозоровского "прочесывали" леса к востоку и северу от Москвы. Отряд рейтар "иноземного строя" во главе с полковником Александром Лопухиным проводил облавы в вязниковских, кержацких лесах. Большое количество скитов, нор, мест тайных сборищ старообрядцев было ликвидировано; множество "старцев, лесных", их духовных детей было убито "пищальным боем", сожжено, повешено, обезглавлено. Но эти разовые меры не приносили эффекта.

Вошло в историю знаменитое "соловецкое сидение". Монахи Соловецкого монастыря очень негативно отнеслись к реформам своего бывшего "коллеги" патриарха Никона. Они послали на имя царя девять челобитных (замечаний на новые книги), в которых доказывали правильность старой веры. Последняя челобитная содержала прямой вызов: "Аще ли ты, великий государь, наш помазанник божьий в старой вере быти не благоволишь и книги изволишь... вели государь на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселити нас... на вечное житие".

В 1668 году Алексей Михайлович послал для усмирения мятежных иноков отряд стрельцов. Осада мятежных иноков продолжалась до января 1676 года.

Защитники монастыря были полны решимости продолжать борьбу, но пали жертвой предательства. Упорство в вере и массовая мученическая смерть создали вокруг "соловецких сидельцев" ореол славы. Но жестокие репрессии и казни только укрепляли сторонников старообрядчества, приводили к массовой эмиграции раскольников за пределы Московского государства. Они находили себе пристанище на Кавказе, в Турции, Молдавии, Швеции, Пруссии, Польше, Австрии, в Крыму, на Балканах, на Дону и в сибирских лесах. Ряды сторонников старой веры не редели. Раскол играл роль детонатора во внутренней политике государства, неоднократно ставил в кризисное положение государственную власть. Стрелецкая смута 1682 года, когда на стороне раскольников оказалось девять стрелецких полков из десяти и вся московская артиллерия, волнение донских казаков во главе с старообрядческими атаманами Лаврентьевым и Булавиным, настоящая война старообрядца Емельяна Пугачева с Екатериной II уходят корнями к началу раскола, к первым его бунтарям — Федосье Морозовой и Аввакуму Петрову — людям высокой нравственной стойкости и душевной красоты.


Prev

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 20 апреля 2011 г.)