ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Огнеопальная ярость царева. О жизни и смерти боярыни Морозовой и других героев и мучеников "Контрреформации"
Если попытаться изложить русскую историю в виде самого краткого описания событий, легенд, преданий и имен, подобно элементарному гимназическому курсу русской истории Ивана Ивановича Беллярминова, то и в этом случае в нем найдется место для Федосьи Прокопьевны Соковниной, в замужестве боярыни Морозовой. Внешним обликом боярыня Морозова вошла в память России такой, как ее написал в 1887 году В. И. Суриков. О его картине "Боярыня Морозова" — главном событии пятнадцатой передвижной выставки, В. М. Гаршин сказал: "Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, ... навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его картине". С этим трудно не согласиться. На полотне Сурикова во всем драматизме изображен поединок "ревнителей старой веры" с "реформаторами". Для царя и патриарха Никона боярыня Морозова была тем "камнем преткновения", который они не смогли обратить в "ступеньку" на пути к своим целям. А цели у царя и патриарха были у каждого свои.
Царь Алексей Михайлович считал себя не только пре-I емником древних гречес-ких императоров в делах веры и олагочестия, но и законным наследником их царств. Властолюбивый же патриарх Никон хотел, чтобы власть духовная была выше светской и в "греческом варианте" реформ русского православия видел, по мнению профессора А. Ф. Каптерева, путь к Вселенскому патриарху, к престолу православного пастыря всех христиан мира.
После удаления и осуждения Никона все дело церковной реформы стало делом рук самого царя и только благодаря его фанатизму и целеустремленности реформа была проведена в жизнь.
"...B ВЕРХУ ЧИНА ЦАРЕВА, БЛИЗЪ ЦАРИЦЫ..."
Для Алексея Михайловича боярыня Морозова и ее младшая сестра княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова были не рядовыми противницами его реформ и помыслов. Роды Морозовых и Урусовых были очень влиятельны во времена правления двух первых Романовых. А царствование Алексея Михайловича стало апогеем влиятельности рода Морозовых. Борис и Глеб Морозовы были дальними родственниками Романовых. Прадед матери царя Михаила Федоровича был из рода Морозовых. Братья были друзьями детства, сверстниками по детским играм и забавам с будущим царем Михаилом и после 1613 года стали "самыми приближенными, домашними, комнатными людьми" юного самодержца. Борис был пожалован в бояре в 1634 году в связи с назначением в "дядьки и кормильцы" царевича Алексея, который почитал его "отцом родным" или, как тогда говорили, "глядел у него изо рта".
В первые годы царствования Алексея Михайловича Борис Морозов был "правителем государства с "полной властью", "самым сильным человеком".
Карьера младшего Морозова — Глеба не была такой головокружительной. Человек он был, по-видимому, ничем особенно не замечательный. Глеб Морозов был пожалован в бояре в 1637 году одновременно с назначением в воспитатели (дядьки) к царевичу Ивану Михайловичу. Однако в 1639 году воспитанник умер и боярин Глеб Морозов получил назначения воеводой в города Переславль, Новгород и Казань, сопровождая государя в польских походах 1654 и 1655 годов. Будучи вдовцом, Глеб Морозов в возрасте 50 лет женился на 17-летней красавице Федосье Прокопь-евне Соковниной, родственнице царицы Марии Ильиничны Милослав-ской. Борис Морозов в целях укрепления своего положения, пошатнувшегося в результате "мятежа черни на бояр" 1648 года, женился на сестре царицы Анне и стал свояком царя Алексея Михайловича. Таким образом, боярыня Федосья Морозова была близка ко двору царя и "по отцу и по мужу". Она была удостоена высокой чести, став "приезжей боярыней царицы", которая всегда относилась к ней по-родственному и неоднократно заступалась за нее перед царем. В 1650 году Федосья Прокопьевна родила сына Ивана. Борис и Анна Морозовы были бездетны. После смерти Бориса в 1662 году его младший брат Глеб унаследовал огромное состояние — 7254 двора. Однако вскоре и он умер. Наследником всего родового богатства, уступавшего по числу дворов только именитым Строгановым, стал малолетний Иван, последний представитель рода Морозовых, а фактически его мать — "матерая вдова" боярыня Федосья Прокопьевна Морозова.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещено 20 апреля 2011 г.)