ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Барон Де Ре — злодей или жертва?
Жиль с юности прекрасно владел мечом и шпагой, был великолепным наездником, увлекался соколиной охотой и театром. Но самой большой страстью юного барона было чтение книг, и этому занятию он посвящал все свободное время. Подобно гетевскому Фаусту, он "богословием овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил".
В шестнадцать лет Жиль женился на своей кузине Екатерине де Туар. Брак состоялся "по расчету деда". Свадьба была отмечена пышными торжествами и пиром в родовом замке деда — Тиффоже, но, кроме больших земельных владений в Бретани и крупной суммы денег в качестве приданного, ничего не принесла молодоженам. Церковь не одобрила близкородственного брака, деду пришлось приложить немало усилий и заплатить много денег, чтобы получить разрешение на бракосочетание. Молодой муж был равнодушен к Екатерине де Туар, в замужестве баронессе де Ре. Он отдавал предпочтение скачкам по окрестностям обширных владений, охоте, фехтованию и пирам. Юная жена оплакивала свою участь, часто ссорилась с Жилем, устраивала скандалы по любым поводам.
ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНИЙ МАРШАЛ
В то время на полях Франции полыхало пламя Столетней войны. Полчища англичан захватили Париж и угрожали самому существованию Франции. Дофин Карл не мог короноваться, так как оккупанты находились в Реймсе. Жиль во главе отряда рыцарей отправился на войну, стал верным соратником Жанны д'Акр, был рядом с ней во многих сражениях. Барон де Ре сражался под Вернейлем, был в составе семитысячного войска во главе с графом Дюнуа и Жанной д'Арк, снявшего осаду с Орлеана и сыгравшего решающее значение в окончании Столетней войны. Не случайно в 1429 году в Реймском соборе во время коронации короля Карла VII двадцатипятилетний барон Жиль де Ре стоял рядом с Орлеанской Девой и был произведен в маршалы Франции.
По преданию, барону де Ре было божественное видение, определившее его жизненный путь. В этом пророчестве заметная роль отводилась Жанне д'Арк. После этого Жиль проявлял чудеса храбрости на полях сражений, стал фанатичным и ревностным адептом Жанны д'Арк. Самолюбивый и гордый аристократ беспрекословно подчинялся юной пастушке, и это нисколько не уязвляло его. Он был готов идти на смерть по ее приказу или жесту. Что это было? Фанатизм или пылкая влюбленность? Пожалуй, ни один человек не может сам, в одиночку составить объективное представление о своем поведении и душевном состоянии, сколь бы искренними ни были его попытки разобраться в самом себе. Иногда нужна чужая, пусть даже тенденциозная оценка.
Таким же образом обстоит дело с сознанием ситуационно-историческим. Барон де Ре и сегодня "нуждается" в интерпретации его жизни людьми конца XX века. И проблема эта приобретает совершенно причудливый характер. Можно понять юношу-аристократа, взявшего меч и надевшего латы. Участие в военных действиях своего короля — почетная обязанность каждого рыцаря. Если же при этом рыцарю двадцать пять лет и дома его ждет не Прекрасная Дама, а нелюбимая жена, если рядом с ним в белых доспехах под развернутым знаменем скачет к осажденному Орлеану божественная Жанна, и король вручает патент о высшем воинском звании, то чего желать завтра? Какова судьба "баловня Фортуны"?
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещено 29 апреля 2011 г.)