ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Барон Де Ре — злодей или жертва?

Л. М. Колодкин, профессор, доктор юридических наук.

Prev


"СЖЕЧЬ И ПЕПЕЛ РАЗВЕЯТЬ..."

В состав суда вошли злейшие недруги барона: герцог Жан У, епископ Малеструа и другие. Герцог нарушил основной постулат юстиции: выступил судьей в своем деле — земли обвиняемого присвоил до вынесения приговора.

Первоначально Жиль де Ре отвергал все предъявленные ему обвинения, пытался выдвигать доказательства своей невиновности, но, будучи подвергнут ужасным пыткам, во всем (в том числе в убийстве 140 мальчиков по мотивам удовлетворения патологической половой страсти) признался, плакал перед судьями, на коленях молил прощения, умолял сохранить ему жизнь.

Не исключено, что это признание было вырвано не только пытками, но и угрозой отлучения от церкви. Ему обещали не делать этого, затем отлучили в ходе судебного процесса, а потом сняли отлучение. Судьи очень спешили. Судебное следствие велось поверхностно. Судьи были единодушны. Приговор гласил: "Повесить, а труп сжечь и пепел развеять".

Казнь состоялась в Нанте 27 октября 1440 года, спустя месяц и двенадцать дней после ареста. Когда барона везли на казнь, его горячо приветствовала толпа. Очевидно, люди не верили ни одному слову из тех, что были произнесены на суде. Они видели в лице де Ре сподвижника Жанны д'Арк, одного из освободителей Франции, а не гнусного сексуального маньяка.

Некоторые историки полагают, что суд был инспирирован, чтобы присвоить богатства барона. Это с успехом удалось герцогу Бретонскому, сын которого стал владельцем имущества де Ре еще до того, как он взошел на эшафот. Влиятельные сеньоры де Туар отомстили Жилю за обиды, нанесенные их дочери.

Церковь получила свою десятину от конфискованного имущества "колдуна". В свите короля было немало заинтересованных в том, чтобы соратник еретички Жанны д'Арк был тоже объявлен колдуном, чернокнижником и сексуальным маньяком. Приговор инквизиции устраивал многих. Вокруг имени Жиля де Ре уже в ходе судебного разбирательства было создано столько легенд, что и сегодня сквозь их туман можно только с трудом разглядеть отдельные черты личности француза XV века — воина, ученого, человека, влюбленного в жизнь и сложившего голову на плахе в 36 лет по весьма сомнительному обвинению, оставшемуся в памяти в зловещем образе "Синей Бороды".


Prev

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещено 27 апреля 2011 г.)