ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
О месте исключительных прав в системе субъективных гражданских прав
И здесь начинается самое интересное. Ни с тем же самым ли мы сталкиваемся, объединяя вещные и исключительные права в единый класс прав абсолютных? А ведь последний подход свойственен классической российской доктрине гражданского права, всеми силами сопротивляющейся проприетарному подходу. Можно, конечно, говорить о степени общности, но сегодня и так всем очевидно, что основания возникновения, содержание и способы защиты вещных и исключительных прав должны отличаться самым радикальным образом.
Иными словами, "проприетарная теория" сегодня может анализироваться исключительно с позиций выявления либо "невыявления" общих признаков права собственности и исключительного права и оценки значения таких признаков. При этом оценка значения общих признаков будет иметь смысл лишь в контексте возможности их использования для целей законодательного распространения тех или иных норм о праве собственности (как исторически более сложившейся системы) к исключительным правам. По нашему мнению, за этими рамками "проприетарная теория" представляет собой явление, абсолютно безынтересное для изучения.
Именно описанный подход и будет оцениваться нами при анализе американской правовой системы, где позиции "проприетарной теории", на первый взгляд, куда сильнее, чем в России.
Однако сразу обратим внимание на один факт, плохо согласующийся с данным тезисом. Конституция США страны, где оборот "интеллектуальная собственность" признается юридически корректным и не вызывает нареканий, содержит термин "исключительное право" (exclusive right), но не содержит термина "интеллектуальная собственность". Напротив, Конституция РФ страны, где картина вроде совсем обратная, ничего не говорит об исключительных правах, зато оперирует термином "интеллектуальная собственность"[12].
Далее, современное законодательство Соединенных Штатов Америки также употребляет либо термин "исключительное право", либо термин "право исключать" (right to exclude)[13], но не используют термин "право интеллектуальной собственности" как обозначение для субъективного права. То есть по сути мы имеем дело с картиной, полностью тождественной отечественному законодательству: общие нормы об основаниях возникновения, содержании и способах защиты вещных и исключительных прав попросту отсутствуют. Означает ли это, что "проприетарная теория" отрицается правовой системой Соединенных Штатов Америки?
[12] | U. S. Constutution, Article I, Section 8 и п. 1 ст. 44 Конституции РФ соответственно. |
[13] | United States Code, Title 17, § 106; United States Code, Title 35, § 154 etc. |
Подробнее см. Бабкин С. А. Интеллектуальная собственность в Сети "Интернет". М., АО Центр ЮрИнфоР.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".