ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Правовое регулирование федеральных налогов в Австрии

О. О. Журавлева
доцент кафедры финансового права <<ЮрИнфоР-МГУ>>, к. ю. н.

Next


Конституция[1] любого государства регулирует широкий спектр общественных отношений. Как отмечается в доктрине конституционного права[2], названный правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, характеризует права и свободы человека и гражданина, организацию власти, политико-территориальное устройство. Правовые нормы, содержащиеся в Конституции, предопределяют структуру всех государственных институтов, в том числе и финансовых. В силу этого анализ налоговой системы любого государства следует, на наш взгляд, начинать с анализа конституции.

Согласно Конституции Австрия по форме правления является[3] демократической республикой (ст. 1), по своему территориальному устройству — федерацией девяти самостоятельных земель: Бургенланд, Каринтия, Нижняя Австрия, Верхняя Австрия, Зальцбург, Штирия, Тироль, Форарльберг, Вена (ст. 2). Земли в свою очередь (ст. 116) состоят из общин: "каждая земля делится на общины. Община является территориальной единицей с правом самоуправления и одновременно административной единицей. Каждый участок территории должен принадлежать какой-то общине".

Несмотря на наличие девяти самостоятельных земель, Конституция Республики Австрия (ст. 4) устанавливает единство территории в области валютных, хозяйственных и таможенных отношений. Это в частности означает, что внутри Федерации не могут устанавливаться таможенные или иные транспортные ограничения.

Поскольку Австрия федеративное государство, то для характеристики налоговой системы немаловажно установить также, каким образом распределяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов между Федерацией, землями и общинами. В Конституции приведены четыре способа распределения полномочий между Федерацией, землями и общинами[4]:


[1]

Следует отметить, что в ряде современных государств действуют не Конституции, а основные законы (например, ФРГ), роль которых в государстве схожа с ролью Конституции.

[2]

См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1–2. Отв. Ред. Б. А. Страшун. М.,  — БЕК. 1995. С. 45.

[3]

См.: Конституция Австрийской Республики. Федеральный конституционный закон от 10.11.1920. ред., по сост. 01.02.2001. (далее Конституция Австрийской Республики)/ Констинуции государств Европы в трех томах. Т. 1. М., НОРМА, 2001. С. 26.

[4]

См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. С. 682.


Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

Данная статья была опубликована впервые в журнале Финансовое право № 3 2002 г.

(Размещена 9 июня 2005 г.)