ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Административно-правовой статус государственных служащих
Автор: Колодкин Л.М., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
§ 1. Государственный служащий: понятие и признаки
Государственные служащие, как социальная страта, прошли длительный исторический путь развития. На начальных этапах становления государственности опорой и аппаратом власти князя была дружина — вооруженный отряд соратников. Дружинники проживали на княжеском дворе в специальном помещении — гриднице и делились на старшую дружину — "бояр", бойцов, испытанных в боях и походах, именуемых "мужами". Эта часть дружины, по словам римского юриста Салюстуса Криспуса, была socius et ad minister omnium consiliorum (сообщники и участники всех совещаний). Князь мог только убеждать дружины, а не просто приказывать ей. Младшая дружина ("гриди", "отроки", "дети боярские") составляла слуг князя и аппарат управления. Дружина была средством управления, взымания дани, защиты населения княжества от набегов врагов.
По мере усложнения и роста масштабов государственной власти, складывалась приказная система управления, иерархия "государевых слуг", в которую входили думные чины: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки; дворяне московские; дьяки, подьячие статейные и неверстанные; служилые люди по отечеству (происхождению) и служилые люди по прибору (наемные).
Реформы государственного управления, осуществленные Петром I, создали российскую бюрократию, обладающую чинами на основании законодательного акта "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины".
Под термином "чин" понималась степень жалованного служебного положения и достоинства. Каждый служащий обязан был начинать службу снизу, с четырнадцатого класса, все классные чины были приравнены независимо от вида службы. Условием успешности карьеры были "заслуги перед царем и отечеством", что позволяло отдельным "счастья баловням безродным" достигать высокого положения в обществе.
Система чиновных государственных служащих была упразднена в первые дни существования советской власти в 1917 году. После отмены чинов, званий понятие государственный служащий не имело легитимного значения и не рассматривалось в правовой науке. Советскими служащими считались все, кто не был включен в страты "рабочий класс" и "колхозное крестьянство". В кадровой документации служащими считались как врачи, учителя, профессорско-преподавательский состав вузов, так и работники аппарата общественных организаций — партии, комсомола, профсоюзов. При этом в теории права не проводилось разграничений между понятиями "советский служащий", "государственный служащий" и они часто употреблялись в качестве синонимов. Такое состояние вполне соответствовало партийно-номенклатурному управлению государственной службой и кадровым корпусом служащих. Однако с 60-х годов в специальной литературе правовое регулирование в сфере государственной службы стало все чаще предметом научного анализа. Стало общепризнанным рассмотрение понятия "государственный служащий" в двух аспектах.
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещена 28 декабря 2009 г.)