ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Колодкин Л.М., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Prev Next


В данном определении и содержатся признаки физического лица, дающие основание считать его государственным служащим:

1) гражданство Российской Федерации;

2) достижение возраста полной дееспособности — 18 лет;

3) владение государственным языком;

4) наличие соответствующего профессионального образования;

5) добровольное исполнение обязанностей по государственной должности государственной службы в государственном органе;

6) денежное вознаграждение.

В литературе обсуждался вопрос о деловых качествах, которыми должен обладать государственный служащий. К ним относили:

1) компетентность (знания, опыт);

2) организаторские способности;

3) занятие только государственной службой (исключения составляют научная, преподавательская и иная творческая деятельность);

4) честность, дисциплинированность, субординационность.

В ряде стран Европейского союза составлен перечень требований к государственным служащим, содержащий 18 позиций: 1) аналитические способности; 2) политическая и социальная эрудированность; 3) опыт административной работы; 4) творческий подход к исполнению должностных обязанностей; 5) ответственность; 6) коммуникабельность; 7) объективность; 8) корректность; 9) стрессоустойчивость; 10) политическая лояльность; 11) преданность; 12) решительность; 13) внимательность к окружающим; 14) знание людей; 15) готовность участвовать в определении политики; 16) инноваци-онность в технике и методах управления; 17) стремление преуспеть в карьерном росте; 18) умение ориентироваться в обстановке[5].

Представляется, что многое из перечисленного применимо к оценке деловых качеств российских государственных служащих.

Дальнейшее развитие легитимное определение понятия "государственный служащий" получило в ст. ст. 1 и 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", логическое толкование которой приводит к выводу, что государственным служащим по действующему законодательству является гражданин России, профессионально осуществляющий служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов России и субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности Российской Федерации и ее субъектов, получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.


[5]

Государственная служба // Кадровая политика. Зарубежный опыт. Вып. 2. — М., 1995. С. 62.


Prev Next

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещена 28 декабря 2009 г.)