ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>
Административно-правовой статус государственных служащих
Автор: Колодкин Л.М., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Иные ограничения могут устанавливаться федеральным законодательством о видах системы государственной службы. Правовой статус государственного служащего наряду с ограничениями, связанными с видами государственной службы, содержит императивные запреты.
Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему в связи с прохождением службы запрещено:
1) участвовать на возмездной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных Федеральным законодательством;
2) продолжать замещать должность государственной гражданской службы в случае избрания или назначения на иную должность государственной или муниципальной службы, на оплачиваемую должность в профсоюзе, быть депутатом или занимать иную должность в законодательном органе, законодательных федеральных (представительных) органах субъектов Российской Федерации, осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) приобретать ценные бумаги, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, подарки, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы;
5) выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
6) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, иного государственного имущества, а также передавать их другим;
7) разглашать или использовать во внеслужебных целях сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшей ему доступной в связи с исполнением должностных обязанностей;
8) принимать без письменного разрешения награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, других общественных формирований и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие и сотрудничество с ними;
9) прекращать исполнение служебных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
10) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений;
11) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей.
Наряду с указанными запретами на гражданина уже после увольнения с гражданской службы налагаются запреты: разглашать или использовать в чужих интересах сведения конфиденциального характера и служебную информацию, ставшие известными в силу должностного положения, а также в течение двух лет замещать должности или выполнять работу на договорных условиях в структурах, если функции государственного управленческого воздействия на них водили в должностные обязанности бывшего государственного служащего.
В сфере государственной службы особое место занимают легитимно закрепленные требования к служебному поведению. Перечень таких требований содержится в статье 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении и общих принципов служебного поведения государственных служащих"[13].
Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".
(Размещена 28 декабря 2009 г.)