ЮрИнфоР >>> Электронная библиотека >>>

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ОНТОЛОГИИ. КАТЕГОРНЫЙ ПОДХОД

Л.Ю. Исмаилова, С.В. Косиков
НОУ «Институт актуального образования «Юринфор-МГУ»
г. Москва

Prev Next


3.5 Онтологии и моделирование семантики

Онтологии в представленной формализации определяют способы и стратегии интерпретации и соответствующие им классы выражений концептуального языка (с этим способом интерпретации). В известном смысле выбранная онтология предопределяет границы моделируемости. Это свойство непосредственно связывает формализацию с философской трактовкой онтологии. Действительно, в этом смысле используемая онтология определяет картину мира, т.е. принципы бытия, его структуру и закономерности в рамках класса конкретных ПО. Но роль онтологии этим не исчерпывается. В общем случае онтология задает не только классы выражений, но и способы конструирования классов, которые могут наследоваться концептуальным языком описания ПО, а могут и не наследоваться. Кроме того, могут задаваться способы связывания интерпретаций с классами выражений и способы поэтапного уточнения такого связывания. В общем можно сказать, что онтология так же относится к конкретной системе концептуального моделирования, как система концептуального моделирования - к модели конкретной ПО.

3.6 Место онтологий в проектировании информационных систем

Таким образом, онтологии обеспечивают понятийную основу для определения, обсуждения и конструирования семантических средств для класса концептуальных моделей и одновременно для проведения систематического конструирования средств концептуального моделирования с заданной семантикой. Рассмотрение онтологии в качестве метатеории проблемно-ориентированной концептуальной модели обеспечивает как итеративную процедуру проектирования с возможностью сквозного уточнения на каждом шаге процесса, так и проведение семантического реинжениринга информационных систем с сохранением желаемых метатеоретических свойств, что и позволяет его рассматривать как «онтологический реинжениринг».

3.7 Онтологии для конструирования обучающих систем

Ряд исследователей отмечают перспективность использования онтологий при конструировании обучающих систем 9 в частном случае и систем знаний в целом. При этом выделяется два основных направления. В рамках первого направления онтологии обеспечивают задание корректного подхода к концептуальному описанию состава и структуры рассматриваемой области знаний и существующих внутри нее взаимосвязей. Второе направление связано с построением тестирующих программных систем, опирающихся на классы концептуальных моделей ПО, содержащиеся в онтологиях. Авторам представляется возможным использование моделей ПО, в которой происходит обучение, построенных в рамках отдельных систем концептуального моделирования, и разработка моделей обучения на основе управления семантиками классов таких моделей, что и соответствует использованию определенной онтологии. Такое использование согласуется с данным ранее определением онтологии и, как показали практические исследования авторов 6, 7, может поддерживаться на базе предложенной категорной формализации. На основе интеграции обоих направлений также представляется возможной разработка систем, обеспечивающих моделирование знаний обучаемого, в том числе пробелов в этих знаниях, и осуществляющих целенаправленную ликвидацию выявленных пробелов.


Prev Next

Опубликовано:
Исмаилова Л.Ю., Косиков С.В. В поисках утраченной онтологии. Категорный подход // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 56 – 61.
ISBN 5-8465-0294-6

Никакая часть содержащегося здесь текста ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, если на то нет письменного разрешения АО "Центр ЮрИнфоР".

(Размещена 27 июля 2006 г.)