ЮрИнфоР >>> Институт актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ" >>> Конференции и круглые столы >>>
Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"
"черный" бухгалтерский учет, характеризующий движение предметов, запрещенных к обороту и контрабанды по созданному криминальному транзиту; он предполагает двойной характер регистрации отправления и получения этих предметов и может быть использован в доказывании;
"ложный" транзит потребительских товаров, "калининградский" транзит нефти, когда товары реализуются в России или нефть транспортируется без квот через прибалтийские порты, а коррумпированный руководитель таможни делает отметку о том, что товар убыл из России или (в случае с нефтью) прибыл в нее.
Здесь указана лишь незначительная часть различных форм преступных связей между транснациональными группировками. Очевидно, что сами связи должны стать предметом глубокого научного исследования.
Не менее значимой проблемой является совершенствование методов предупреждения, выявления и доказывания существования транснациональных преступных связей. В настоящее время в новом УПК, а также в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" имеется достаточно внушительный арсенал средств борьбы с криминальными связями. Он самих методов и средств явно недостаточно. Необходимо техническое и организационное обеспечение этой деятельности.
В России отделение службы внешней разведки от КГБ резко снизило возможности государства в борьбе с транснациональными преступлениями. Возможности МВД и ФСБ для проведения операцией за рубежом недостаточно обеспечены нормативно, технически и организационно, хотя теоретически и сохраняются. Необходимы решительные меры, связанные с преодолением яростного ведомственного сопротивления восстановлению единой службы, способной эффективно противодействовать транснациональным группировкам по обе стороны границы, особенно в сопредельных субъектах Российской Федерации.
Опыт США в решении этой проблемы также, на наш взгляд, нельзя назвать эффективным за исключением обеспечения открытости информации о перемещениях денежных средств и ничтожностью для спецслужб самого понятия банковской тайны (несмотря на наличие специального закона). "Внутренние" правоохранительные органы ФБР, Секретная Служба, Администрация по контролю незаконного оборота наркотиков и даже Служба по борьбе с уклонением от уплаты налогов активно работают в зарубежных странах и не только на уровне представительств. Страны с развитыми структурами организованной преступности буквально наводнены "агентами, работающими под прикрытием" указанных служб, не считая ЦРУ и других ведомств. Зачастую они попросту дублируют, конкурируют и мешают работе друг друга, что в конечном итоге и администрацию США привело к мысли о необходимости укрупнения спецслужб. По-видимому, это объективный процесс, которому должна следовать и Россия. А уже следующим этапом должно быть совершенствование самой технологии борьбы с организованной преступной деятельностью.
Институт актуального образования
"ЮрИнфоР-МГУ"
e-mail: info@jurinfor.ru